Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109

к первой группе относятся:

нынешние и потенциа.чьные собственники предприятия, которым необходимо определить у1зеличение или уменьшение доли собственнььх средств предприятия и оценить эффективность использования ресурсов руководством компании;

нынешние и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, определения гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к Ю1иенту;

поставшики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;

государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют прави-тьность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют налоговзто политику;

служащие компании, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы на данном предприятии.

Вторая группа пользователей внешней финансовой отчетности - это те юридические и физические лица, кому изучение отчетности необходимо для зашиты интересов первой группы пользователей. В эту группу входят:

аудиторские сл.>жбы, проверяющие данные отчетности на соответствие законодательству и общепринятым правилам учета и отчетности с целью защиты интересов инвесторов;

консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию;

биржи ценных бумаг;

регистрирующие и другие государственные органы, принимающие решения о регистрации фирм, приостановке деятельности компаний, и оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;

законодательные органы;

юристы, нуждающиеся в отчетности для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;

пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и

анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и для сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;

профсоюзы, заинтересованные в финансовой информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприят1е.

Приведенная таблица дает сжатую и наглядную картину того, какой интерес у наиболее важных групп пользователей вызывает тот или иной источник информатцти о деятельности предприятия, а также отражает значение финансовой отчетности.

Пользователи

Интересы

Менеджеры предприя1ия

Органы налогообложения

Акционеры

Кредиторы

Поставащки Поклттатели

1 Служащие

Статистические органы

Оценка эффективности производственной и финансовой деятельности; принятие управлен; ческих и финансовых решений

Налогообложение

Оценка адекватности дохода степени рискованности сделанных инвестиций; оценка перспектив выплаты дивидендов Определение наличия ресурсов 1ДЛЯ погашения кредитов и выплаты процентов Определения наличия ресурсов для оплаты поставок

Источники информации jl

Оценка того, насколько долго предприятие сможет продолжать свою деятельность

Оценка стабильности и рентабельности деятельности предприятия в целях определения перспективы своей занятости, полчсния финансовых и др>тих льгот и выплат от предприятия

Статистические обобщения

Внутренние отчеты предприятия; финансовая отчетность предприятия

Финансовая отчетность; налоговая от-четность; данные внутренних проверок Финансовая отчетность

Финансовая отчетность; специальные справки

Финансовая отчетность

Финансовая отчетность

Финансовая отчетность

Статистическая отчет- 1 ность; финансовая

отч етншг2 = - - 25



в cpLiy особого значения отчетности для финансовых рынков и принятия финансовых решений ее рехтлированшо в странах рыночной 3K0H0NoiKH уделяется большое внимание. В часшости, существуют принципы и стандарты финансового учета и отчетности, которые разрабатываются соответсгвуюшими организациями и на основе которых происходит регистрация компаний на биржах ценных бумаг. Несмотря на национальные различия этих стандартов, наиболее важным их общим качеством является то, что они призваны обеспечивать полноценный поток информации между предприятием и финансовы\ш рынка\ш, включая индивидуальных инвесторов. Такая работа ведется в настоящее время и в России. Однако учет и отчетность российских предприятий в настоящее время находятся еще в стадии трансформации от функций, выполнявшихся ими в условиях плановой эконошгки, к функциям в условиях рыночной экономики, в связи с этим отчетность российских предпрхгятий пока не дает в ряде ат>чаев возможности непосредственно получать всю финансовую 1шформацию без предварительной корректировки для принятия финансовых решений.

Поэтому для финансовых менеджеров в нашей стране важно знать, какие нужны корректировки в существующей системе от- четности и какие дополнительные показатели необходимо рассчи- тывать, чтобы применять методы финансового менеджмента, > широко используемые в странах развитой рыночной экономики.

Составление финансовой отчетности в условиях рынка основано на ряде принципов, которые и делают ее достаточно эффективным инстру.ментом финансового управления. Постепенное введение этих принципов в систе.му отчетности российских предприятий позволит повысить эффективность ее применения для целей финансового менеджмента.

Основное требование к информации, представляемой внешним пользователям развитых финансовых рынков, заключается в том, чтобы она была полезной для этих пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснован-ных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям (см. рис. 1).

Уместность означает, что данная информация значима и оказы-ваеТвлияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа, т. е. разработки прогноза о результатах прошлых, текущих и будущих решений, а


§



также подтверждения правильности прошлых решений пользова-те.та ШШ выявления их ошибочности. Уместность предполагает также своевременность данной информации, поскольку, если информация получена позже необходимого срока, она уже никак не может повлиять на принятие решения.

Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладанием экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью, а также нейтральностью данных.

Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует события хозяйственной жизни. Требование преобладания содержания над юридической формой означает, что все включаемые в отчетность сведения рассматриваются прежде всего с точки зрения их эконо-NB-wecKoro содержания, даже если их юридическая форма предусматривает иную трактовку.

Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной фуппы пользователей общей отчетности в ущерб другой фуппы.

Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовюг.

Сопоставимость требует, чтобы сохранялась последовательность в применяемых методах бухгалтерского учета на данном предприятии, и тем самым обеспечивалась сопоставимость данных о деятельности предприятия за несколько отчетных периодов.

Каждая единица информации включается в отчетность исходя из того, что учет этой финансовой информации производился на основе определенных принципов учета, а также принимая во внимание существующие ограничения на включение данных в отчетную информацию.

К принципам учета относятся:

1. Принцип двойной записи, который обусловливает запись каждой операции дважды: в дебет одного счета и в кредит другого.

2. Принцип экономической единицы учета, в соответствии с которым хозяйственная единица, идентифицируемая в отчетности, отделяется от ее собственников или других единиц.

3. Принцип периодичности, который означает, что предприятие должно периодически отчитываться перед заинтересованными сторонами о результатах своей деятельности за соответствующие периоды. Это приводит к своего рода искусственному делению всего жизненного цикла предприятия на отдельные отрезю! вре-

мени (месяц, квартал, год и др.) и привносит элемент субъективизма в оценку результатов за эти периоды. Например, бухгалтер оказывается перед выбором, к какому отчетному периоду отнести те или иные расходы ипи доходы и каков, соответственно, будет показатель чистой прибыли за этот период. Для принятия решения бухгалтер должен руководствоваться методом начисления, принципом соответствия (см. ниже) и другими принципами, позволяющими наиболее объективно отразить хозяйственные факты в условиях рынка.

4. Принцип функционирующего предприятия (продолжающейся деятельности, непрерывности), который означает, что предприятие будет продолжать свою деятельность достаточно долго, в соответствии с целями своего создания, и что оно не будет в ближайшее время ликвидировано или реорганизовано.

5. Принцип денежной оценки, который означает использование денежного измерителя в качестве универсального.

При этом могут применяться следующие методы оценки:

а) фактическая (историческая) себестоимость - первоначальная сумма денежных средств или их эквивалентов, уплаченная или начисленная при приобретении или производстве этих средств (или при учете обязательств);

б) текущая восстановительная себестоимость - сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна бьпъ уплачена в настоящее время в случае необходилюсти замены каких-либо средств;

в) текущая рыночная стоимость - сумма денежных средств или их эквивалентов, которая может быть получена в результате продажи средств или при наступлении срока их ликвидации;

г) чистая стоимость реализации - сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна бьпъ получена или уплачена при реапизации средств или погашении обязательств; как правило, эта стоимость равна цене реализации за вычетом обычных расходов по реализации;

д) дисконтированная стоимость - приведенная стоимость будущих денежных поступлений или их эквивалентов с учетом альтернативных возможностей инвестирования.

6. Принцип (метод) начислений, который позволяет бухгалтеру принять решение о том, к какому отчетному периоду отнести соответствующие доходы и расходы. Метод начислений предполагает, что доходы относятся к тому отчетному периоду, в котором соответствующая продукция отгружена (соответствующие услуги оказаны) покупателю, даже если денежные средства еще не перечислены на счет продавца. Также расходы отражаются в том от-



1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109