Промышленный лизинг
Методички
Название метода Содержание метода Преимущества метода Недостатки мегода Сфера применения метода 1. Метод полных издержек К полной cvTirae затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна локрыть за-граты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные поапины Обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемой прибыли Игнорируется эластичность спроса. Снижаются конкурентные стимулы к минимизации издержек. Цена не может быть установлена до тех пор, пока не определена доля постоянных затрат в обшей их сумме и не определен уровень спроса, а уровень спроса не может быть выявлен без установления цены Наиболее распространенный метод. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наибо.аее эффективен при расчете иен на товары пониженной конкурентоспособности 2. Метод стоимости изготовления К полной сумме затрат (на единицу товара) на покупное сырье, материалы, узлы, полуфабрикаты добавляют сумму (процент, норму прибыли), соответствутощуто собственному вкладу пpeдпpиятLЯ в формирование стоимости изделия Учитывается собственный вклад предприятия п на-рашивание стоимости товара Метод не применим для ценовьи решений на длительную перспективу; не заменяет, а дополняет метод полных издержек Применяется в специфических условиях и в особых случаях: 1. При принятии решений о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства; об отказе или продолжении конкуретиой борьбы- 2. Цри принятии решений об изменении ассортиментной структуры производства (определении наиболее и наименее рентабельных изделий, изменении струк-турь1 продаж; 3. При принятии решений по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам 1 Продолжение табл. 6 3. Метод маржинальных издержек 4. Метод рентабельности инвестиций К переменным затратам па единицу продукции добавляется сумма (процет), покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибьыи Метод основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность ие ниже стоимости заемных средств, К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит Обеспечиваются более широкие возможности ценообразования: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли. Внедрение метода облепшется официальным введением в учетную практику и отчетность классификации затрат на условно-переменные и условно-постоянные Ед инственный метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара Метод основан на немарксистской теории стоимости и пока недостаточно известен в России; его внедрение наталкивается иа неприятие частью хозяйственников импорт-пых приемов ведения дел Высокий уровень ставок процентов за кредит и их неопределенность во времени в условиях инфляции Метод применим практически тя любых предприятий Отлично подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат. Годится как для традиционно производикгых товаров с устоявшейся рыночной пеной, так и для новых изделий. Применяется успешно при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рьпючной ценой N3 (О I о § з; I н S = - т о г с i<; £ U I Т со с ш с S с- S ю СЗ о X 05 о о i- С! ° О) ,5- С со О S U с. i!e i ll n - ga n s w 1 U С Ч &5 3 5 s a 3 e о 1-е-с. о о ч- i< а с в ж - o-S о ..X и пю Я я га - 5 I i-i 2 н к ;Э s (u 3 к g Фирма планирует сумм> постоянных затрат 2 ООО ООО руб. в год и надеется получить 4 ООО ООО руб. прибыли. Рассчитать цену. Решение Желательный результат от реализации после возме- 2 ООО ООО руб.+ щения переменных затрат + 4 ООО ООО руб,= (Постоянные затраты + Прибьиь) = 6 ООО ООО руб. Желательный результат от реализации после возме- 6 ООО ООО руб. : щения переменных затрат на единицу изделия : 10 ООО шт. = = 600 руб. Цена {Переменные затраты на единицу usdejiUH + 1400 руб. + + Mejiam&mHuu результат от реализации пос%е воз- Л- 600 руб.= мещения переменных затрат на единицу изделия) = 2000 руб. Пример 3. Применение метода рентабельности инвестиций Компания устанавливает цену на новое изделие. Прогнозиру-ело>1Й годовой объем производства - 40 тыс. штук, предполагаемые переменные затраты на единищ изделия - 30 руб. Общая сумма постоянных затрат - 800 ООО руб. Проект потребует дополнительного финансирования (кредита) в размере 1 ООО ООО руб. под 20% годовых. Рассчитать цену. Решение Переменные затраты на единицу изделия Постоянные затраты на единицу изделия 30 руб. 800 ООО руб.: 40 ООО pv6. = 20 руб. Суммарные затраты на единицу изделия 50 руб. Желательная прибыль (1 ООО ООО руб.х 0,20) : : 40 ООО шт.= 5 руб. (не ниже) Цена не ниже 55 руб. Пример 4. Применение метода прямьк затрат Фирма находится в процессе установления цены на новую модификацию традиционного продукта. Бухгалтерией собраны следующие данные (руб.). На единицу Общая сумма Прямые материалы 6 Прямая зарплата 4 Переменные накладные расходы 3 Постоянные накладные расходы , (на 10000 ед.) 7 ,70 000 Переменные сбытовые и административ- ные расходы 2 Постоянные сбытовые и административ- 1 10 000 ные расходы Установим предельную цену реализации. Решение В данном методе за основу себестоимости прини.мается производственная себестоимость. Сбытовые и административные издержки в эту базу не включаются, а предусматриваются в надбавке. Первый шаг состоит в вычислении себестоимости производства единицы продукта. Для нашего случая это 20 руб. руб. Прямые материалы . , 6 Прямая зарплата ,. . 4 Накладные расходы (3 руб. - переменные и 10 7 руб. - постоянные, или 250% от прямой зарплаты) : Итого 20 Предположим, что для расчета предельной продажной цены фирме необходима надбавка в размере 50% себестоимости производства. Часть издержек, которая связана со сбытом и административными расходами, будет скрыта в этой надбавке. Тогда предельная цена реализации составит 30 руб.: руб. Прямые материалы , 6 Пря.мая зарплата 4 Накладные расходы L2 Итого себестоимость производства 20 Надбавка на покрытие сбытовых и административных расходов и желаемую прибыль - 50% ceбecтoиocти производства 10 Предельная цена реализации 30 Некоторые фирмы выделяют сбытовые и админист-ративные расходы, добавляют их к себестоимости производства, а затем плюсуют надбавку на желаемую прибыль. Другие, подобные фирме из нашего примера, предпочитают эти издержки не включать в базу себестоимости. Например, зарплату президента компании трудно разделить на каждый продукт и прош,е учесть, увеличивая надбавку. Пример 5. Вновь - применение метода маржинальных издержек Используя исход1ше условия предыдущего примера, продемон-сфируем еще раз метод маржинальных издержек. Определим базу расчета сокращенной себестоимости (на основе переменных затрат). Решение Сокращенная себестоимость составит 15 руб. на единицу про-луктши, а цена - 30 руб. за единицу: руб. Прямые материалы 6 Прямая зарплата 4 Переменные накладные расходы 3 Переменные сбытовые и административные расходы . 2 Итого переменные издержки 15 Надбавка для покрытия постоянных издержек и жела-емой прибыли - 100% от переменных издержек Цена При формировании цены по данному методу фирма нашла, что 100-процентная надбавка к переменным издержкам адекватна покрытию постоянных издержек и зарабатыванию необходимой прибыли. Часть издержек по-прежнему скрыта в надбавке. Однако теперь учтены все постоянные издержки, а не только сбытовые и админисфативные. ВЫВОД и метод прямых, и метод маржинальных издержек дали одинаковую цену - 30 руб. Применяя над,бавку, исчисленную любым методом, \о>1 не дол-, жны забывать о главном: надбавка должна быть достаточной для ] всего, что ей полагается покрыть! Она должна бьггь достаточной для того, чтобы обеспечить удовлетворительную отдачу на иcпoльзyea>Ie активы в длительной перспективе. Именно поэтому опытные менеджеры, выбирая надбавку для назначаемой цены, пpeдпoштaют ориентировать ее на рентабе;щнос-гь всех активов (ЭР). Значительная часть недоразумений, связанных с расчетом базовых цен, а также цен, применяемых в отношениях между оптовыми и розничными коммерсантами, может быть отнесена на счет путаницы двух способов исчисления наценок (надбавок). 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 [ 49 ] 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 |