Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 [ 67 ] 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109

По диагонали АВ проходит граница между двумя основными зонами.

Над диагональю - зона успехов - зона положительных значений аналитических показателей.

Под диагональю - зона дефицитов - зона отрицателып>1х значений аналитических показателей.

Мы предпримем сейчас небезопасное путешествие по матрице, пройдемся по каждому из квадратов, чтобы обсудить различные возможности, открывающиеся перед предприятием, а также благоприятные и неблагоприятные последствия тех или иных экономических рещений и мероприятий. Каждый квадрат снабжен кратким и выразительным девизом, непривычным для уха российского финансиста. Не будем, однако, отступать от оригинала.

ТРИ ПОЗИЦИИ РАВНОВЕСИЯ:

РФХД - о, квадраты 1, 2, 3.

Квадрат 1: Отец семейства

Темпы роста оборота ниже потенциально возможных. Не все внутренние ресурсы предприятия задействуются. Предприятие уменьшает задолженность и обходится по все возрастающей пропорции собственными средствами, почти не пользуясь эффектом финансового рычага.

При повышенных темпах роста

оборота это завидное предприятие; оно располагает неиспользованными возможностями развития. При реактивиз-ации этих возможностей есть шанс переместиться в квадрат 4 (политика привлечения заемных средств) или в квадрат 2 (рост инвестиций или даже инвестиционный рьшок).

При пониженных темпах роста оборота - это стареющее предприятие. Если оно не переориентируется, то через ряд промежуточных положений со временем переместится в нижние квадраты.

Квадрат 2: Устойчивое равновесие

Устойчивость равновесного состояния... Как сохранить эту ценную характеристику деятельности предприятия?

Если поставлена цель поспевать за бурным развитием рынка, то првде-тся задействовать финансовые результаты, разуравновесить РХД и перемещаться к квадратам 3, 5 или 8.

Напротив, при замедленных по сравнению с быстро возрастающими рыночными возможностями, разумно рассчитанных темпах роста оборота происходит перемещение в квадраты 1, 4 или (если кредиторы не испытывают доверия к предприятию, а темпы роста оборота низковаты) 7.

Квадрат 3: Неустойчивое равновесие

Это не совсем естественное положение. До поры до времени удается устоять благодаря форсированию задолженности...

Если, следуя за рыночной конъюнктурой, реинвестировать прибыли и любой ценой продолжать наращивать темпы роста оборота, то необходимость стабилизации РФД подводит фирму к стратегаи увеличения собственных средств (квадрат 8).

Если же удается добиться увеличения рентабельности, превышающего те\шы роста оборота, то предприятие будет перемещаться к 5-му квадрату (или ко 2-му, если темпы роста оборота и рентабельности сравняются).

ТРИ ПОЗИЦИИ ДЕФИЦИТА:

РФХД < о, квадраты 7, 8, 9.

Квадрат 7: Эпизодический дефицит

Речь идет о десинхронизации сроков потреблеттия и поступления ликвидных средств: предприятие продолжает увеличивать задолженность, не снижая прежних темпов роста инвестиций (за



счет денежных поступлений; за счет увеличения капитала в ущерб дивидендам).

Если экономическая рентабельность растет быстрее оборота, то происходит перемещение в квадрат 2 или в квадрат 1.

В противном случае предприятие рискует угодить в квадрат 8, а затем и в квадрат 9.

Квадрат 8: Дилемма

Предприятие частично использует свои возможности наращивания задолженности, но этого мало для покрытия дефицита ликвидных средств, обеспечения внутренних потребностей функционирования.

Если уровень экономической рентабельности восстанавливается или даже начинает превышать ТРО, то возможен подъем в квадрат 2 или хотя бы в квадрат 7 (если кредиторы не испытьшают доверия к предприятию).

Если экономическая рентабельность стагнирует или умень шается, то не миновать квадрата 9.

ВСвадрат 9: Кризис

В затруднительном положении целому ряду предприятий приходится прибегать к дезинвестициям (чтобы прекратить обескровливание результата хозяйственной деятельности), к различным видам финансовой поддержки (для стабилизации результата финансовой деятельности), к дроблению на малые предприятия (чтобы было легче обратить ТФП в отрицательную величину) и перемещаться в квадраты 8 или 7.

ТРИ ПОЗИЦИИ УСПЕХА:

->[8]

РФХД > о, квадраты 4, 5, 6,

Квадрат 4: Рантье

Предприятие довольствуется умеренными по сравнению со своими возможностями темпами роста оборота и поддерживает задолженность на нейтральном уровне. В такой ситуации все зависит от уровня и динамики эконо-мическойрентабельности.

При невысоком и практически неизменном уровне экономической рентабельности риск перемены знака эффекта рычага (вследствие

повышения процентных ставок) и конкуренция тянут предприятие к квадрату 1 или 7.

При повышенной и (или) возрастающей экономической рентабельности предприятие может начать подготовку к диверсификации производства или к наращиванию оборота - либо же щедро награждает акционеров диввдендами (квадрат 2).

Квадрат 5: Атака

Предприятие продолжает увеличивать заимствования, хотя интересы сохранения внутреннего равновесия того, возможно, и не требуют. Часто это связано с началом политики диверсификации, подготовкой к инвестиционному рывку.

Если поддерживается достаточный уровень экономической рентабельности, то возможно перемещение в квадрат 2.

При падении уровня экономической рентабельности предприятие рискует угодить в квадрат 8.



[4J*

Квадрат 6: Материнское общество

Предприятие становится материнской компанией и обеспечивает финансирование дочерних обществ за счет увеличения заемных средств.

Если соотношение заемные средства/ собственные средства поднимается слишком высоко, то возникает тенденция к перемещению в квадрат 4.

Либо же, если рынок сбыта мате-ринского общества стареет , исчерпывается - возникает тенденция к перемещению в квадрат 5.

Вы уже, очевидно, заметили, что в квадрат 6 не удается войти ни из Одного из соседних квадратов. Видимо, чтобы попасть в этот квадрат, нужно заняться учредительством. Предостережем, однако, от создания пустых холдингов : из чудесного 6-го квадрата так легко соскользнуть вниз...

И последнее. Бывает, правда, редко, что по сумме РФД и РХД предприятие оказывается в квадрате 6, даже и не будучи материнским обществом. Желаем такой фирме как можно дольше оставаться в столь завидном положении.

Мы предприняли небезопасное путешествие по матрицам финансовой стратегии. Наш вояж завершился квадpaтaffl успеха, но опьпные предприниматели знают: расслабляться нельзя никогда.

3.3. Финансовое прогнозирование

Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т. е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и дпя финансового бюджетирования (т. е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Интерференция кратко- и долгосрочных аспектов финансового менеджмента присутствует в финансовом прогнозировании в самой явной форме. Отправной точкой финансового прогаозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании.

Обозначим основные шаги прогнозирования потребностей финансирования:

1. Составление прогноза продаж статистическими и другими доступными методами.

2. Составление прогноза переменньк затрат.

3. Составление прогноза инвестищш в основные и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж.

4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств (раздел 1.3 части И).

Первый шаг делают маркетологи. Второй, третий и четвертый - за финансистами. Какие же методы помогают сделать эти шаги?

Существует два главных метода финансового прогнозирования. Один из них - так называемый бюджетный - основан на концепции денежных потоков (см. раздел 1.2 части I) и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана. Советуем заинтересованному Читателю для детального ознакомления с этим методом обратиться к специадьной литературе по бизнес-планированию. Второй метод, обладающий преимуществами простоты и лаконичности, мы сейчас рассмотрим. Речь пойдет о так называемом методе процента от продаж {первая модификация) и методе формулы {вторая модификация).

Итак, все вычисления делаются на основе трех предположений:

1. Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов. Это означает, кстати, что и текущие активы, и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выруки.

2. Процент увеличения стоимости .основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с техьюлогическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т. п.

3. Долгосрочные обязательства и актгионерный капитад берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибьши на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибьши базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибьшь (произведение прогнозируемой выручки на чистую рентабельность реализованной продукции*) и вычита-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 [ 67 ] 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109