Промышленный лизинг
Методички
управляемой подсистемы, или объекта управления; управ/шющей подсистемы, или субъекта управления. Основным объектом управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке являются денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций. Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке является менеджмент банка (старшее руководство, аппарат управления, персонал банка), который посредством рахчич-ных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта. На рис. 5 наглядно изображена концетггуальная схема финансового менеджмента в коммерческом банке на основе управления его устойчивостью. Субъект управления: менджмент банка Финансовый менеджмент в коммерческом банке Финансовая устойчивость Организационная устойчивость Функциональная устойчивость Коммерческая устойчивость Капитальная устойчивость 104->11 124- Финэнсовые операции коммерческого банка Объект управления: денежные средства
Рис. 5. Принщигаальная схема финансового менеджмента в коммерческом банке . Пояснения к рис. 5 Объект управления - денежные средства банковской клиентуры - осуществляют движение в коммерческом банке на основе оформления сделок (договоров). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления - комммерческий банк - как юридическое лицо. Экономическая сторона этого процесса осуществляется на основе финансовььх операций банка (банковских продуктов, операций, услуг), которые отвечают потребностям объекта упрамения. Финансовый менеджмент в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности трансформирует денежные средства банковской кли-ешуры в финансовые операции банка и за счет этого создает добавленную стоимость, обеспечивая приращение капитала банка. Процесс трансформации денежных средств в системе финансового менеджмента коммерческого банка проходагг через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его усточивости. Поэтому на рис. 5 вьщелено пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функцияхш по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций:
7. Специализация банка Функциональная устойчивость банка I8. Универсализаш1я банка
iiPP
......-(.,и1смс1 о1ношении по управлению устойчивостью банка представляет собой непосредственно соподчиненную юаимосвязь: Финансовая устойчивость - финансово-экономи-чвосие параметры деятельности банка Организационная устойчивость - органиэационно-функциональноа построанив банка Функциональная, коммерческая, капитальная устойчивость - функцио-нально-технологичаская поддаржка и обеспечение деятельности банка
Инвестиционная политика банка Для реализации целей финансового менеджмента необходимо определить основные функции подсистемы подразделений коммерческого банка. К этим функциям подсистемы относятся (см рис. 6); Субъакт управления Стратегическое планирование Моделирование Диагностика Мониторинг Оперативное планирование Объект управления - клиент банка Рис. 6. Схема взаимодействия функциональных подсистем субъекта управления *нижГ продуктовая политика банка будет рассмотрено подробно 1. Стратегическое планирование - определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна бьггь достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. 2. Моделирование - использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить старшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель - материальный объект или знаковая I система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта. 3. Оперативное планирование - определение рациональных способов рещения текутцих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка. 4. Мониторинг - сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей средъг 5. Диагностика - оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановьм показателям на данный момент времени. 6. Цель управления - обеспечение надежности объекта управления. Отсюда вытекает важная особенность и еще одна предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке - создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие банковская операция и его взаимосвязь с поняти-ми банковский продукт и банковская услуга . По целевому назначению различают следующие классы операций: пассивные операции - аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг; активные операции - использование собственньк и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов; посреднические операции ~ обслуживание клиентов за комиссионное вознафаждение. Место посреднических операций банка и их краткое содержание отображены на рис. 7. ll БАНКОВСКИЕ 0ПЕРАЦИИ
Рис. 7. Классификация банковских операций Рассмотрим более детально структуру посреднических операций банка. Для этого используем новое понятие банковская триада , которое определяется следующим образом. Банковская триада - это сочетание трех понятий продукт - операция - услуга . Целесообразность введения понятия банковская триада определяется возможностью с её помощью уточнить содержание понятия банковская технология обслуживания клиентов и классифицировать множество этих технологий. Схема установления соответствия между понятиями банковская технология обслуживания клиентов и банковская триада следующая: Технология = {Материсьг + Инструмент + Набор действий) Удовлетворение потребности. Банковская технология обслуживания к/шентов = = {Потребности клиентов + Продукты + Операции) -> Услуги = ~ Банковская триада + Взаимосвязи между ее элементами. По степени сложности можно выделить три класса триад (рис. 8):
Рис. 8. Классы банковских триад Банковский продукт - способ оказания услуг клиенту банка; регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услути, т. е. комплекс взаимосвязанных организационньи, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента. Банковская операция - система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента. Банковская услуга - форма удовлетворения потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка. Продуктовый рад банка - банковская продукция. Простой продукт - продукт, который реашвуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиент}. Сложный продукт - продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту. Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка: а) выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах; б) разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги; в) разработка регламента оказания требуемой услуги; г) разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги; д) решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги; е) решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 [ 87 ] 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 |