Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 [ 87 ] 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109

управляемой подсистемы, или объекта управления;

управ/шющей подсистемы, или субъекта управления.

Основным объектом управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке являются денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке является менеджмент банка (старшее руководство, аппарат управления, персонал банка), который посредством рахчич-ных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

На рис. 5 наглядно изображена концетггуальная схема финансового менеджмента в коммерческом банке на основе управления его устойчивостью.

Субъект управления: менджмент банка

Финансовый менеджмент в коммерческом банке

Финансовая устойчивость

Организационная устойчивость

Функциональная устойчивость

Коммерческая

устойчивость

Капитальная устойчивость

104->11

124-

Финэнсовые операции коммерческого банка

Объект управления: денежные средства

На выходе

1---

На входе

Рынок капиталов и банковской клиентуры

Рис. 5. Принщигаальная схема финансового менеджмента в коммерческом банке .

Пояснения к рис. 5

Объект управления - денежные средства банковской клиентуры - осуществляют движение в коммерческом банке на основе оформления сделок (договоров). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления - комммерческий банк - как юридическое лицо. Экономическая

сторона этого процесса осуществляется на основе финансовььх операций банка (банковских продуктов, операций, услуг), которые отвечают потребностям объекта упрамения. Финансовый менеджмент в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности трансформирует денежные средства банковской кли-ешуры в финансовые операции банка и за счет этого создает добавленную стоимость, обеспечивая приращение капитала банка.

Процесс трансформации денежных средств в системе финансового менеджмента коммерческого банка проходагг через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его усточивости. Поэтому на рис. 5 вьщелено пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функцияхш по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций:

Финансовая устойчивость банка

1. Программирование банка на основе финансово-экономически?; нормативов деятельности банка (внешних и внутренних), программирование и стратегия деятельности банка

2. Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений

3. Текущая оценка экономических выгод и операщюнно-стоимос-тной анализ банка

Организационная устойчивость банка J

4. Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка

5. Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента)

6. Управление человеческим капитало.чг: vю-тивация, материальное стим\лирование, рас-крьпие инноватщон-ного потенциала

7. Специализация банка

Функциональная устойчивость банка

I8. Универсализаш1я банка

Коммерческая устойчивость банка

9. Продуктовая политика банка и функционально-технологическая поддержка продуктового ряда банка

10. Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка)



iiPP

- Капитальная устпйоиппог.. агя

11. Кредитно-инвестиционная политика банка

12. Эмиссионно-фондовая политика банка


......-(.,и1смс1 о1ношении по управлению устойчивостью банка представляет собой непосредственно соподчиненную юаимосвязь:

Финансовая устойчивость -

финансово-экономи-чвосие параметры деятельности банка

Организационная устойчивость -

органиэационно-функциональноа построанив банка

Функциональная, коммерческая, капитальная устойчивость - функцио-нально-технологичаская поддаржка и обеспечение деятельности банка

Профамми-рованиа и идентификация банковских рискоа

--►

Стратегическое итакти-чаское планирование

Операционная деятельность банка

Продуктовая* политика банка

-►

-►

Инвестиционная политика банка

Для реализации целей финансового менеджмента необходимо определить основные функции подсистемы подразделений коммерческого банка. К этим функциям подсистемы относятся (см рис. 6);

Субъакт управления

Стратегическое планирование

Моделирование

Диагностика

Мониторинг

Оперативное планирование

Объект управления - клиент банка

Рис. 6. Схема взаимодействия функциональных подсистем субъекта управления

*нижГ продуктовая политика банка будет рассмотрено подробно

1. Стратегическое планирование - определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна бьггь достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

2. Моделирование - использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить старшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель - материальный объект или знаковая

I система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.

3. Оперативное планирование - определение рациональных способов рещения текутцих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.

4. Мониторинг - сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей средъг

5. Диагностика - оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановьм показателям на данный момент времени.

6. Цель управления - обеспечение надежности объекта управления.

Отсюда вытекает важная особенность и еще одна предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке - создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие банковская операция и его взаимосвязь с поняти-ми банковский продукт и банковская услуга . По целевому назначению различают следующие классы операций:

пассивные операции - аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;

активные операции - использование собственньк и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;

посреднические операции ~ обслуживание клиентов за комиссионное вознафаждение.

Место посреднических операций банка и их краткое содержание отображены на рис. 7.



ll БАНКОВСКИЕ 0ПЕРАЦИИ

АКТИВНЫЕ

ПАССИВНЫЕ

кредитные; инвестиционные;

кассовые; расчетнь!е; форфейтинговые; прочие

формирование собственного капитала и фондов; депозитные; обслуживание счетов, вовлеченных в оборот различных кредитов; эмиссия ценных бумаг для продажи

МЕЖБАНКОВСКИЕ

ФИНАНСОВЫЕ РЫНОЧНЫЕ (товар)

корреспондентские; кредитные

фондовые

(ценные

бумаги);

кредитные

(денежные

ресурсы);

валютные

ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ (ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ БАНКА)

расчетное обслуживание;

валютные текущие;

кассовое обслуживание;

валютные, связанные

кредитное обслуживание;

с движением капитала;

брокерские;

трастовые;

лизинг;

эмиссионные;

факторинговые;

депозитные;

выдача гарантий; ,

информационное

сдача в аренду;

обслуживание

Рис. 7. Классификация банковских операций

Рассмотрим более детально структуру посреднических операций банка. Для этого используем новое понятие банковская триада , которое определяется следующим образом.

Банковская триада - это сочетание трех понятий продукт - операция - услуга .

Целесообразность введения понятия банковская триада определяется возможностью с её помощью уточнить содержание понятия банковская технология обслуживания клиентов и классифицировать множество этих технологий. Схема установления соответствия между понятиями банковская технология обслуживания клиентов и банковская триада следующая:

Технология = {Материсьг + Инструмент + Набор действий) Удовлетворение потребности. Банковская технология обслуживания к/шентов = = {Потребности клиентов + Продукты + Операции) -> Услуги = ~ Банковская триада + Взаимосвязи между ее элементами.

По степени сложности можно выделить три класса триад (рис. 8):

Г триады

Продукты + Операции + Услуги

1----. .,

! элементарные

простые

типовые

массовые

комбинированные

сложные

комплексные

фупповые

\ интегрированные

системные

объединенные в процесс

индивидуальные

Рис. 8. Классы банковских триад

Банковский продукт - способ оказания услуг клиенту банка; регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услути, т. е. комплекс взаимосвязанных организационньи, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.

Банковская операция - система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.

Банковская услуга - форма удовлетворения потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.

Продуктовый рад банка - банковская продукция.

Простой продукт - продукт, который реашвуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиент}.

Сложный продукт - продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.

Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда

банка:

а) выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;

б) разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;

в) разработка регламента оказания требуемой услуги;

г) разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;

д) решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;

е) решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 [ 87 ] 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109