Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 [ 96 ] 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109

Центры прибыли - подразделения коммерческого банка, непосредственно осуществляющие прибылеприносящие операции и услуги.

Центры затрат - подразделения коммерческого банка, осуществляющие управление банком, опосредованное оказание (сопровождение) операций и услуг, но не совершающие непосредственно прибылеприносящих операций.

Операщюнные издержки (затраты) - расходы, связанные с непосредственным проведением операций центрами прибыли и включающие, в том числе, и процентные расходы по привлеченным денежным средствам (чистая стоимость ресурсов).

Неоперационные издержки (затраты) - расходы подразделений КБ на оплату труда, аммортизационные отчисления, аренду оборудования и помещений, канцелярские нужды и т. п.

Проведение ОСА требует специальной классификации банковских операций и услуг (см. рис. 7 в разделе 1.1. этой главы) для выявления их взаимосвязи. Для этих целей необходимо классифицировать услуги по определенным признакам. Существует три вида услуг в зависимости от взаимодействия между ними:

сопутствующие услуги, т. е. услуги, которые могут быть задействованы при оказании основной услуги или операций;

связанные услуги, при которых для проведения одной услуги необходимо провести ряд других услуг или операций;

независимые услуги, т. е. услуги, оказываемые параллельно и не связанные между собой;

группы связанных услуг, т. е. так назьшаемый пакет услуг, объединенный одной неразрывно связанной технологической цепочкой.

С позиции способов оказания услуг они подразделяются следующим образом (см. табл. 28):

Таблица 28. Классификация услуг по способам их предоставления

Вид услуг

Критерии классификации

Ресурсшле

Трансформационные

Расчетные

Услуги по привлеченшо и размещению средств

Услуги и операции банка, которые приводят к изменению вида денежных средств клиента

Услуги и операции банка, предназначенные для хранения свободных денежных средств клиентов банка на условиях свободного распоряжения ими и для проведения текущих перемещений в наличной и безналичной формах

1 1

Кассовые

Депозитарные

Обеспечения

Нефинансовые

Услуги и операции по обслуживанию наличных денежных средств

Услуги по хранению и инкассации материальных средств

Услуги банка, обеспечивающие операции клиента, например, вьщача корпоративной пластиковой карточки

Услуги банка нефинансового характера, например, ко* сультации

Реализация модели ОСА может осуществляться в двух направлениях:

1. Расчет фактической себестоимости операций и услуг для определения ее прибыльности (убьггочности). Данный способ оценки рентабельности услуги применяется при совершении операции в разных подразделениях банка. Операция разбивается на разное количество фаз, соответствующих числу подразделений, через которые она (операция) осуществляется.

Расчет стоимости операции производится следующим образом. Предварительно изучается структура затрат времени каждого подразделения банка, участвующего в обработке операции, и устанавливается удельный вес времени, израсходованного в каждом структурном подразделении в течение периода осуществления операции. Для определения стоимости операции в каждом структурном подразделении учитывают все его неоперационные издержки и рассчитьшают расход на обработку операции на фазе удельного веса затраченного времени. Данный метод расчета фактической себестоимости услуги дает наиболее точный результат, но он наиболее трудоемок, так как требует проведения хронометража каждой операции и услуги, а также фотографии рабочего дня каждого из сотрудников подразделений банка, задействованного в осуществлении данной операции. Поэтому этот метод в практике российских банков, как правило, не используется и в настоящем изложении не рассматривается.

2. Расчет прибыли и расходов центров прибыли и центров затрат КБ по совершаемым операциям и услугам.

Второе направление схемы ОСА подразумевает распределение структурных подразделений банка на центры прибьиш и центры затрат по услугам и операциям. Центры могут состоять из структурных подразделений или одного подразделения банка, целевых



рабочих групп (фокус-групп) и совокупности разнопрофильных подразделений.

Одной услуге или операции соответствует один центр прибьиш и один центр затрат банка:

Услуга 1 -) Центр прибьиш 1 + Цет-р затрат 1

Услуга N -) Центр прибыли N + Центр затрат N.

В общем виде формула определения прибыльности услуги или

операции имеет вид:

Пу = (ОДу - ОРу) - HP, (1)

где ОДу-операционные доходы от услуги (операции); ОРу-операционные расходы по услуге (операции); HP - неоперационные расходы по усл>те (операции).

Для услуг ресурсного вида эта формула приобретает следующий вид:

Пу = (ОДр - АС) + (АС - ОРр) - НРо. (2)

где ОДр- операционные доходы от услуг по размещению ресурсов;

АС - альтернативная процентная ставка для данной услуги, т. е. та средняя величина процентной ставки, по которой можно относительно быстро продать/купигь ресурсы;

ОРр- операционные расходы по услугам, связанным с привлечением ресурсов;

НРд- общие неоперационные расходы центров затрат и прибыли банка.

При введении в формулу (1) нормативного значения неоперащ!-онных расходов для центров зафат и центров прибыли по всем услугам и операциям банка, кроме услуг ресурсного типа, она преобразуется CJIeдyющим образом:

Пу = (ОДу - ОРу) - (НРцп + НРцз) - НРф, (3)

где НРцп - нормативное значение неоперационных расходов для центров прибыли банка; НРцз нормативное значение не операционных расходов для ценфов зафат банка;

НРф - суммарные (фактические) неоперационные расходы ценфов зафат и ценфов прибыли банка (по цеифам

прибьиш, например, сюда относятся расходы на оплату труда).

Отсюда можно определить прибыльность (убыточность) подраз-I делений банка, а именно ценфов прибыли и центров зафат:

Пцп = (ОДу - ОРу) - НРцп, (4)

Пцз = НРцз - НРф, (5)

где Пцп - прибыльность (убыточность) центра прибьши банка; Пцз - прибыльность (убыточность) ценфа затрат банка.

В результате можно получить формулу для расчета услуг ресурсного типа с учетом нормативных неоперационных расходов:

Пу = (ОДр - АС) + (АС - ОРр) - НРо = (ОДр- АС) + + (АС - ОРр) - НРн(п)- НРн(р)+ (НРн(п)+ НРн(р)- НРо) = - (ОДр - АС - ЦРн(р)) + (АС - ОРр - НРн(п)) + + (НРн(п) + НРн(р) - НРо) где НРн(р) - нормативные неоперационные расходы по услугам, связанным с размещением средств; НРн(п) - нормативные неоперационные расходы по услугам, связанным с привлечением средств.

Тогда прибыльность (убыточность) центров затрат и центров прибыли банка по услугам ресурсного типа определяется следуто-щими формулами:

Пцп(р) = ОДр - АС - нРн(р), ;

Пцп(п) = АС - ОРр - НРн(п), Пцз = (НРн(р) + НРн(п)) - НРф,

(7) (8) (9)

где Пцп(р) - центры прибьши банка по размещению ресурсов; Пцп(п) цеьпры прибьши банка по привлечению ресурсов.

При таком посфоении модели ОСА центры зафат будут иметь прибьшь только тогда, когда нормативные неоперационные расходы будут больше фактических, которые несет ценф зафат банка. В свою очередь, ценфы прибьши банка будут иметь прибыль, если операционные доходы (или альтернативная ставка) будут превышать операционные расходы и нормативные неоперащтон-ные расходы по оказанию конкретной услуги или совершению операции.

Операщюнными доходами по всем видам услуг и операций банка выступают:



проценты по услугам ресурсного типа;

комиссионный процент или агентское вознаграждение для услуг трансформационного типа;

фиксированные тарифы для услуг расчетного, кассового, депозитарного, нефинансового типов и типа обеспечения.

Альтернативная процентная ставка для услуг ресурсного типа определяется как среднее взвешенное значение процентов между средними рыночными ставками по покупке и продаже ресурсов. Эти средние показатели распределяются по интервальным срокам оборачиваемости ресурсов. На рынке текущая ситуация оценивается одним из двух способов.

Первый способ - анализ вперед (ставки типа MIBOR, MIBID) - базируется на котировочной информации крупных операторов рынка (кредиторов, заемщиков, дилеров).

Второй способ - ретроспективный анализ или анализ истории - использует информацию о реально совершившихся сделках купли/продажи на кредитном рынке (ставки типа INSTAR).

Второй вариант более широко применим для расчета альтернативной процентной ставки, поскольку базируется на фактических результатах и использует индикаторы кредитного рынка, учитывающие не только рынок текущих кредитных операций, но и хеджирование процентных рисков при заключении определенных типов кредитных и депозитных сделок с фиксированным сроком на будущее. Метод INSTAR учитывает процентные ставки по привлечению и размещению средств на рынке по срокам за прошедший операционный день. За каждый срок кредитования рассчитывается средневзвешенная ставка и при этом применяется статистическая процедура фильтрации сделок, в которых процентная ставка максимально отличается от наиболее часто котируемых ставок.

Нормативные неоперационные расходы могут быть получены тремя способами на основе:

общебанковских показателей за определенный период времени;

изучения общерыночных показателей за соответствующий сравниваемый период времени;

нормативных показателей других банков или рекомендованных аудиторами.

При этом для расходов, связанных с арендой зданий, помещений, расходов на рекламу и т. п., рационально пользоваться аналогичными рыночными параметрами; для расходов, возникающих в процессе оказания услуг организациями-монополистами (электроэнергия, отопление, водоснабжение и т. п.), необходимо

юльзоваться общебанковскими показателями или показателями других банков и рекомендациями аудиторов; для определения зугих нормативных расходов необходимо использовать расчет Робщебанковских показателей.

Для определения неоперационньк расходов по услугам, оказыва-емым банком, необходимо проводить анализ расходов центров лрибьии и центров затрат банка. Причем расходы для центров затрат банка по услуге берутся из баланса банка (из конкретных лицевых счетов), а расходы центров прибьши определяются расчетным спосбом.

Не операционные расходы по центрам банка сводятся в однородные укрепленные блоки:

а) расходы на персонал - оплата труда, хозяйственные расходы (МБП, литература и т. п.), прочие (командировочные, представительские, на обучение) - P;

б) расходы на обслуживание зданий и помещений - аренда, износ, ремонт, охрана, прочие) - Р2;

в) расходы на оборудование - аренда, износ, ремонт, спецоборудование, коммунальные услуги, прочие) - Р3;

г) расходы на маркетинговые мероприятия - реклама, изучение рынка и т. п. - Р4;

Расходы на персонал рассчитываются исходя из фактических затрат, приходящихся на сотрудников центров прибьши и центров затрат. Эти расходы включают в себя заработную гшату, процентные выплаты по депозитам, премиальные и прочие вьшлаты. Хозяйственные и прочие расходы рассчитываются на основе общего размера данных затрат за соответствующий период, деленного на общую численность сотрудников этих центров (подразделений), и умноженного на число сотрудников конкретного центра прибыли или центра затрат банка.

Расходы по обслуживанию зданий и помещений рассчитываются следующим образом:

определяется площадь, непосредственно занимаемая сотрудниками подразделений, входящих в центр - S;

определяется размер площади общего пользования - Sq,

определяется размер площади общего пользования, приходящийся на одного сотрудника центра:

на 1 чел. = Se : Ч, (10)

где Ч - общее количество сотрудников, исполняющих функциональные обязанности в данном здании или помещении;



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 [ 96 ] 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109