Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 [ 97 ] 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109

рассчитываются расходы центра (подразделения) на аренду здания или помещения:

АЛц = [Sn + (So6. на 1 чел. Чц) С кв. м, (11)

где АПц - расходы центра на аренду помещения; Чц - общее количество сотрудников центра; С кв. м - стоимость 1 кв. м здания или помещения за определенный период времени, рассчитываемая по формуле:

С кв. м = So6 / Соб, (12)

где Соб - общая стоимость аренды здания или помещения в рублях.

Амортизащ1я, ремонт, охрана и прочие расходы рассчитываются по центрам аналогично расчету стоимости аренды.

Расходы иа оборудование за исследуемый период рассчитываются следующим образом:

проводится инвентаризация всего оборудования, задействованного в конкретном центре;

проводится расчет остаточной стоимости оборудования.

Затраты на электроэнергию, воду, коммунальные платежи и т. п. разносятся равными долями на всех сотрудников, находящихся в данном здании или помещении банка, т. е. определяется средний объем этого вида затрат на одного сотрудника. Общий размер таких расходов для центров определяется как средний размер расходов на одного сотрудника, умноженный на число сотрудников центров прибыли и центров затрат. Данные расходы можно присоединить к общим затратам по всем услугам, не разнося их по центрам банка, так как эти расходы имеют наибольщий удельный вес в обше.м объеме затрат по центрам прибьши и затрат, и их можно не дифференцировать при расчете неоперационных расходов.

Размер расходов за телефонные услуги определяется следующим образом:

общие расходы (кроме междугородных и международных телефонных разговоров) разносятся равными долями по центрам;

расходы за междугородные и международные телефонные услуги и факсимильные трансакции разносятся по центрам, которые пользовались этими услугами;

определяется общая стоимость телефонных расходов центров как сумма междугородных и международных расходов конкретного центра.

Расходы на рекламу распределяются равными долями по всем центрам, поскольку реклама - это имидж банка, и все подразделения прямо или опосредованно участвуют в повыщении положи-I тельного (отрицательного) имиджа банка.

Расходы иа маркетинговые исследования присоединяются к расходам центров затрат банка, которые их произвели.

Расчет операционных доходов центров прибыли производится по всем услугам и операциям банка согласно классификации услуг и операций, приведенных выще. Для услуг по привлечению ресурсов операционные расходы рассчитываются по формуле:

ОРп - Рр + Рп,

где 0Р - операционные расходы по привлечению ресурсов; расходы на покупку ресурсов; прочие расходы.

Прочие расходы могут включать в себя затраты банка на изготовление и доставку бланков ценных бумаг (акций, векселей, облигаций), расходы на инкассацию наличных денежных средств населения и торговли, почтовые расходы по информированию клиентов об изменениях ставок тарифов банковских продуктов и услуг. Как правило, данные расходы не превышают 2-5% от общей суммы операционных расходов.

Операционные расходы центров прибыли по услугам типа размещения состоят из расходов на расчеты с другими кредитными организациями, расходов на выплаты сторонним организациям за информацию о надежности клиента, расходов на инкассацию наличных средств и затрат на оценку залогового обеспечения и хранения закладов.

Операционные расходы центров прибыли по услугам трансформационного типа состоят из расходов на комиссии другим финансовым организациям, издержек, связанных с депонированием средств на проведение операций и хранением средств в наличной форме, а также расходов на инкассацию.

Операционные расходы центров прибыли для услуг расчетно-кассового типа состоят из расходов на инкассацию, расходов на комиссии, расходов на организацию платежей, а также на обработку телеграфных и телефонных сообщений.

Операционные расходы центров прибыли для услуг депозитарного типа состоят из расходов на инкассацию, а также расходов на охрану депозитариев и их содержание.




Анализ операционных расходов по услугам,

в том числе услугам по привлечению средств Изменение процентных расходов зависит от влияния следующих факторов:

1) изменения объемов услуг;

2) изменения среднего уровня процентной ставки (или альтернативной процентной ставки для услуг по привлечению средств).

Влияние изменения обьемов услуг на изменение операционных расходов определяется по формуле:

(P-Po)w=(- И/о) . а (14)

где Р - операщюнные расходы в отчетном (текущем) периоде;

Ро - операционные расходы в предьщущем периоде; (Р - Ро) - изменение операционных расходов за анализируемый период;

W - объем услуг в отчетном (текущем) периоде; Ио - объем услуг в предьщущем периоде; Q - средняя процентная (альтернативная) ставка по оказываемым услугам отчетного (текущего) периода.

Степень влияния второго фактора - изменения средней процентной (альтернативной) ставки - на изменение операционных расходов вычисляется так:

iP-Po)g=(Q- Qo) К, (15)

где Q - средняя процентная (альтернативная) ставка по оказы-вае\а.ш услугам отчетного (текущего) периода; Qo - средняя процентная (альтернативная) ставка по оказы-

вае\а,ш услугам предьщущего периода; Ио - объем услуг в предьщущем периоде.

Влияние вышеприведенных факгоров на изменение процентных расходов определяется следующим образом:

(Р - Ро) = (Р - Ро) + (Р - Ро). (16)

Определение степени влияния каждого фактора на изменение суммарных процентных расходов позволит провести анализ способов устранения или уменьшения их воздействия за счет изменения структуры оказываемых усл>т, например:

изменения обьемов срочных/до востребования депозитов;

изменения удельного веса оплачиваемых привлеченных средств в совокупных пассивах;

изменения структуры депозитов по срокам привлечения;

изменения структуры депозитов по группам клиентов и т. п.

Анализ доходов по остальным видам услуг

Изменение доходов в целом может произойти за счет влияния следующих факторов:

1) изменения обьемов услуг;

2) изменения среднего уровня процентной ставки. Влияние первого фактора на изменение получаемого дохода от

услуг определяется по формуле:

(д-До)у=(- Vo)R, (17)

где Д - суммарный доход от услуг в отчетном (текущем) периоде;

Дд - суммарный доход от услуг в предьщущем периоде; (Д - До)-изменение процентного дохода и дохода от операций с ценными бумагами за исследуемый период; V - объем услуг в отчетном (текущем) периоде; Ко - объем услуг в предьщущем периоде; R - средний уровень процентной (альтернативной) ставки в отчетном (текущем) периоде. Измерение влияния второго фактора - изменения среднего уровня процентной ставки - на изменение дохода банка производится по следующей формуле:

(Д-До).= (Л-Ло)- Уо, (18)

где R - средний уровень процентной (альтренативной) ставки в отчетном (текущем) периоде; Rq - средний уровень процентной (альтернативной) ставки в предьщущем периоде. Влияние обоих факторов на изменение дохода составит

(Д - До) = (Д - До)у + (Д - До)г- (19)

Этот анализ дает количественную оценку того, какой из двух факторов: обьем услуг или средний размер процентной (альтернативной) ставки - в большей степени отразился на доходе от услуг и позволяет провести качественный анализ причин, вызывающих изменения указанных факторов:

общий рост (уменьшение) группы активов, приносящих доход от предоставленных услуг;

изменение удельного веса этих активов в совокупных активах;

изменение общего уровня процентной (альтернативной) ставки по активным операциям банка, приносящим доход от предоставляемых услуг;

изменения структуры портфеля услуг бамса.




проведем анализ состояния процентной маржи банка по блокам услуг и операций, используя проведенные вьппе исследования на основе модели ОСА:

ПМ = СД - CP, (19)

где ПМ-процентная маржа банка по блокам операций и услуг; СД - суммарные операционные доходы (или альтернативная процентная ставка для услуг по привлечению средств) в процентах годовых; CP - суммарные операционные расходы в процентах годовых.

В качестве промежуточного можно сделать вывод о состоянии процентной маржи банка, сравнив ее с рыночными показателякш.

Вычисления на основе модели ОСА позволяют провести сравнительный анализ показателей операционно-стоимостного анализа и на основании данного анализа принять решение о методе/методах повышения эффекгивности проведения банком операций и услуг и провести, в частности:

корректировку процентных ставок по услугам и операциям банка;

увеличение/уменьшение объемов проводимых операций или оказываемых банком услуг;

изменение структуры активных и/или пассивных операций, а также принятие решения о развитии/сворачивании посреднических операций;

корректировку структуры составных частей внутри самой операции или услуги банка;

снижение неоперационных расходов;

выявление динамики влияния изменения объема операций/ услуг и процентных ставок на доходы и расходы от операционной деятельности банка.

Анализ ситуации по различным услугам и операциям банка можно производить исходя из двух параметров:

показателей, непосредственно рассчитанных в ходе ОСА, по конкретной услуге или операции;

комплексных показателей по блокам услуг на основе моделей гэпа и спреда.

Этому анализу посвящается следующий подраздел данной главы, л, ... .

Ситуащюнное исследование результатов операщюнно-стоимостного анализа: модель гэпа

Результатом ситуационного исследования в рамках операционно-стоимостного анализа может быть:

1. Прибыль (убыток) ценфа затрат и центра прибьиш по конкретной услуге (см. выше).

2. Маржа коммерческого банка - разница между операционным доходом и суммарными расходами по конкретной услуге (портфелю услуг) - см. следующий раздел этой главы.

3. Принятие рещений об изменении структуры активных и пассивных операций коммерческого банка на основе анализа модели гэпа.

Управление гэпом (в рамкам излагаемой модели) - это основной блок управления активами и пассивами банка на основе разрыва по объемам между чувствительными к изменению процента активами и чувствительными к такому изменению пассивами.

Гэп - это несбалансированность активов и пассивов байка с колеблющейся и фиксированной ставкой (табл. 29). Формульное выражение гэпа имеет вид:

Гэп = Ац - Пч,

где Ач - объем чувствительных к изменению процента активов; Пч -объем чувствительных к изменению процента пассивов.

Под чувствительностью гэпа понимают отнощение А, / П. С точки зрения управления следует различать три класса ситуаций:

1. Нулевой гэп:

Ач - Пч = О или Ач / Пч = 1. Ситуация характеризуется возможностью элиминирования (исключения) процентного риска. При повышении процента обеспечивается рост ожидаемого объема прибыли, при понижении процента - снижение ожидаемого объема прибьши.

2. Положительный гэп: (Ач - Пч) > О или (Ач / Пч) > 1.

Ситуация характеризуется возможностью переоценки активов раньше пассивов.

3. Отрицательный гэп: (Ач - Пч) < О или (Ач/ Пч) < 1.

Ситуация характеризуется возможностью переоценки пассивов раньше активов.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 [ 97 ] 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109