Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86

Бездокументарными ценными бумагами называются ценные бумаги, которые не имеют бумажной формы. Учет прав по этим бумагам осуществляется в виде записей по счетам депо владельцев в соответствующих депозитариях и регистраторах. Бездокументарными являются все производные ценные бумаги и большое количество инструментов, обращающихся на организованных рынках. С точки зрения учета прав собственности между этими формами бумаг различий никаких нет, как нет различия в покупательной способности наличных денег, хранимых в кошельке владельца, и безналичных, хранящихся на его банковском счете.

Именные ценные бумаги- бумаги, для обращения которых необходима фиксация имени владельца либо в реестре уполномоченного регистратора, ведущего учет ценных бумаг, либо на бланке самой ценной бумаги.

Предъявительские ценные бумаги- бумаги, которые не требуют фиксации имени их владельца на бланке самой бумаги (если это документарная ценная бумага) или в реестре собственников. Следовательно, по таким бумагам нет необходимости вести реестр собственников.

Для эффективной торговли на рынке ценных бумаг необходимо представлять не только особенности и виды различных ценных бумаг, но и специфику организованного обращения торгуемых активов, а также инфраструктуру рынка в целом. Поэтому на фондовый рынок можно взглянуть с двух точек зрения:

- организационной (основные участники фондового рынка, их роли и функции);

- потребительской.

Организационная инфраструктура фондового рынка будет более подробно рассмотрена ниже в гл. 3. Рассмотрим рынок с потребительской точки зрения, т.е. с точки зрения инвестора, желающего инвестировать денежные средства, и с точки зрения предприятия, желающего привлечь денежные средства.

При такой точке зрения весь фондовый рынок может быть разделен на первичный и вторичный. Последний в свою очередь делится на биржевой (или организованный) и внебиржевой.

Первичный рынок - это рынок первоначального размещения ценных бумаг. Он охватывает самые первые выпуски ценных бумаг и частично последующие выпуски. Именно на первичном рынке предприятия получают средства от размещения акций и облигаций и осуществляют финансирование своего производственного процесса. Различают размещение открытое и закрытое.

Закрытое размещение (private placement) - это размещение бумаг среди заранее известного круга инвесторов по заранее согласованной с ними цене. В качестве первичных инвесторов, выкупающих эмиссию по закрытой подписке, выступают либо основные акционеры и аффилированные с ними структуры, либо консорциум институциональных инвесторов. Особенностью такого размещения бумаг, называемой еще частным размещением, является закрытый характер сделки и, как правило, отсутствие необходимости публичного раскрытия информации об эмитенте и проспекте эмиссии. Очень часто институциональные инвесторы, принимающие участие в закрытых размещениях ценных бумаг, ограничиваются в своем праве продавать приобретенные бумаги в течение определенного срока после выкупа своей доли эмиссии. Как правило, закрытое размещение акций происходит в случаях, когда необходимо избежать широкого распространения акций или распределить облигации среди аффилированных структур. Зачастую параметры облигационных займов в этом случае являются нерыночными. Другой мотив использования закрытого размещения ценных бумаг - нежелание афишировать финансовые показатели эмитента. Наконец, по закрытой подписке могут привлекать средства от размещения акций предприятия, организованные в форме закрытого акционерного общества (ЗАО). Акции таких предприятий не могут обращаться на биржевых рынках, и соответственно они не могут себе позволить публичного размещения своих акций.

Открытое или публичное размещение (public offering) в отличие от закрытого позволяет, в принципе, приобрести размещаемые бумаги любому инвестору. Такое размещение доступно лишь для компаний, организованных в форме открытого акционерного общества (ОАО). Компания может неоднократно размещать свои новые выпуски акций путем закрытой подписки, но первоначальное публичное размещение (initialpublic offering, IPO) у компании бывает один раз в жизни. Обычно оно предшествует выводу бумаг компании на биржевой рынок. Для организации публичного размещения бумаг компании привлекают финансовых консультантов и андеррайтеров (underwriter), которые берут на себя организацию представления эмитента широкому кругу инвесторов и размещения его ценных бумаг. В зависимости от договоренности между эмитентом и андеррайтером может быть реализован тот или иной сценарий размещения эмиссии. Два крайних варианта размещения таковы:

1. Андеррайтер может подписаться на выкуп всей эмиссии у эмитента по заранее согласованной цене выкупа и дальнейшее распространение производит на свой страх и риск среди своих клиентов,



ЧАСТЫ ВВЕДЕНИЕ В ФОНДОВЫЙ РЫНОК

контрагентов, партнеров и широкой публики. Если спрос на новые бумаги существенно превысит предложение, то андеррайтер получит от перепродажи бумаг значительную выгоду. В случае провала эмиссии андеррайтер понесет значительные убытки. Что касается эмитента, то и в том и в другом случае он получит гарантированное финансирование.

2. Андеррайтер выступает в качестве комиссионера. Он не несет обязательств по размещению эмиссии, а его успех определяется комиссионным вознаграждением за каждую размещенную бумагу.

Возможны и промежуточные варианты: например, часть эмиссии выкупается аффилированными эмитенту структурами, часть гарантированно выкупается андеррайтером, а остаток поступает в свободное размещение.

В случае открытого размещения, прежде чем продать хотя бы одну новую ценную бумагу, компании необходимо провести регистрацию проспекта эмиссии. Регистрацию проспекта эмиссии осуществляют специальные государственные регулирующие органы. Напомним, что в нашей стране таковым органом является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ. После регистрации проспекта эмиссии компания имеет право размещать ценные бумаги в соответствии с этим проспектом. После окончания размещения ценных бумаг новой эмиссии компания отчитывается перед ФКЦБ о произведенном размещении. ФКЦБ утверждает результаты этого размещения, после чего держатели бумаг вступают в свои законные права собственности.

Биржа - место организованной торговли ценными бумагами

Вторичный рынок ценных бумаг предназначен для перераспределения прав на долю собственности или долгов эмитента. Сами эмитенты на вторичном рынке не получают никакого финансирования*. Механизмы организованной торговли вторичного рынка служат для перераспределения ценных бумаг между крупными первичными инвесторами (андеррайтерами и инвестиционными консорциумами) и более мелкими инвестиционными компаниями и частными инвесторами. Основной оборот ценных бумаг происходит именно на

* Это необходимо четко усвоить Когда говорят, что компания в результате снижения котировок потеряла столько-то миллионов (миллиардов) долларов, то это не более чем фигура речи. Компания не потеряла ни копейки, если, конечно, не брать в расчет имиджевые потери и возможные будущие потери при получении дополнительных денежных средств с рынка капитала.

if,r-.r-ww и** -,- -v., - .мии.-..., w. ..J* Сущность и значение фондового рынка

вторичном рынке. Без существования вторичного рынка невозможно нормальное функционирование рынка первичного. В конечном счете собственниками бумаг прямо или опосредованно (с помощью инвестиционных банков и фондов) становятся частные лица. Именно наличие развитого класса частных инвесторов свидетельствует о степени развития экономики страны. Наличие развитого класса частных инвесторов позволяет экономике эффективно функционировать, привлекая громадные денежные средства для решения насущных хозяйственных задач.

Итак, вторичный рынок делится на биржевой (или организованный) и внебиржевой. Центральное место на фондовом рынке занимает именно биржевой рынок. На биржевых площадках проходят самые значительные обороты торгов. Именно здесь в силу развитости технологий и совершенства регламента осуществление сделки по приобретению или продаже ценных бумаг сопряжено с минимумом временных и денежных затрат. При работе на бирже инвестор не видит своего контрагента по сделке. Биржа гарантирует ему исполнение его заявки по наилучшей существующей в данный момент цене. В этом основная суть биржевой торговли.

Внебиржевой рынок играет на фондовом рынке государства вспомогательную роль. Обычно на внебиржевом рынке торгуются бумаги, не прошедшие листинг на бирже. Это низколиквидные бумаги новых или региональных компаний, спрос на которые не так велик, чтобы эмитент был заинтересован в организации их биржевого обращения. Сделки на внебиржевом рынке совершаются напрямую между двумя контрагентами: покупателем и продавцом. Соответственно возникает отсутствующий на бирже риск непоставки и риск неоплаты, что снижает ликвидность и увеличивает издержки по проведению сделки. В качестве примера приведем систему торговли акциями NASDAQ в США, появившуюся в конце 80-х годов прошлого века в противовес существовавшим биржам (NYSE, АМЕХ и др.). Первоначально на NASDAQ торговались акции компаний новой волны, возникших в результате технологического бума. Между тем развитие экономики США привело к росту высокотехнологического сектора, и компании, казавшиеся когда-то новыми и непонятными, стали производить значительную долю ВВП. Выросшая роль этих компаний в экономике привела к значительной переоценке их стоимости по сравнению с компаниями традиционной экономики, а также к росту их доли на фондовом рынке США. Результатом стали рост объемов торгов на NASDAQ и превращение внебиржевой системы NASDAQ в ведущую торговую площадку мира.



Итак, биржа должна иметь в своем составе:

- собственно торговую систему, где накапливаются заявки на покупку и на продажу, происходит их спаривание в случае совпадения цены, т.е. регистрация собственно сделок с различными инструментами и записями в соответствующие регистры учета;

- расчетную (клиринговую) палату, которая ведет учет денежных средств участников торгов, осуществляет поставку денег по каждой сделке продавцам бумаг и списывает денежные средства со счетов покупателей, осуществляет внешние и внутренние денежные переводы;

- депозитарный центр, который аналогично расчетной палате ведет учет ценных бумаг участников торгов, осуществляет поставку бумаг на счета покупателей, списывает бумаги со счетов продавцов, осуществляет клиринг ценных бумаг по результатам торгов в уполномоченных депозитариях.

Все эти операции производятся автоматически. Автоматически производится и перерасчет всех позиций после осуществления каждой конкретной сделки с учетом комиссионного вознаграждения самой биржи. Это позволяет современным инвесторам осуществлять в течение дня множество операций по своим счетам. Например, инвестор может, купив акции НК ЛУКОЙЛ, тут же их продать и произвести операцию покупки-продажи столько раз, сколько того требует текущая рыночная ситуация. При этом на 1000 руб. его брокерского счета оборот по акциям может составить 100 000 руб., т.е. более чем в сто раз превысить его торговый капитал. В конце дня по результатам операций инвестора клиринговая палата даст информацию в депозитарий: сколько дополнительных бумаг каждого эмитента появилось у каждого конкретного инвестора, с чьего счета депо и сколько бумаг списать, на чей счет депо зачислить. Именно эта возможность мгновенно осуществлять покупки и распоряжаться купленными активами, не дожидаясь окончания процесса перерегистрации прав на ценные бумаги в депозитариях и регистраторах, и привлекает на биржевой рынок множество игроков.

Другая важная роль, осуществляемая организованной биржевой площадкой, - это обеспечение ликвидности ценных бумаг. Ликвидность - это возможность быстро и без существенных накладных расходов продать или купить ценную бумагу. За счет большого количества участников торгов и большого количества ценных бумаг, продающихся и покупающихся одновременно, ликвидность ценных бумаг может быть достаточно высока. Мерой ликвидности является разность между лучшей ценой на покупку и лучшей ценой на продажу,

В качестве другого примера следует привести противопоставление фондовой биржи РТС и фондовой секции ММВБ. Фондовая биржа РТС, первоначально организованная как внебиржевая торговая система, предназначалась для торговли акциями между несколькими десятками ее участников. В качестве конечного инвестора система рассматривала западные фонды, крупных институциональных инвесторов и не предоставляла инфраструктуры для обеспечения безопасности сделок и предоставления инвестору наиболее выгодной цены. Кризис 1998 г. обусловил падение оборотов в системе РТС, поставил ее на грань выживания и привел к необходимости перерегистрации ее в биржевую площадку (что впоследствии и было сделано) отличие от РТС фондовая секция ММВБ изначально была ориентирована на конечного мелкого инвестора и предоставила конкурентоспособные комиссии в обмен на снятие рисков непоставки и неоплаты, а также на возможность получить лучшую цену в любой момент времени и удобство совершения транзакций. В результате обороты торговли акциями на ММВБ с 1998 г. неуклонно росли и в настоящий момент превышают обороты РТС более чем в десять раз.

Более подробно способ проведения биржевых торгов на примере ММВБ и РТС будет рассмотрен в гл. 4.

Как известно, биржа - наиболее удобное место проведения операций с ценными бумагами. Непосредственно выход на биржу имеют ее члены или члены соответствующей секции биржи. Таковыми могут быть только лицензированные участники фондового рынка, а именно брокеры, дилеры и управляющие компании, а также банки, обладающие соответствующими лицензиями. Конечный инвестор получает доступ на биржу через посредника: брокера - члена биржи. Именно брокер отвечает перед биржей за возможные последствия неправомерных действий своих клиентов, ведет их инвестиционные счета и предоставляет им возможность совершать биржевые сделки за комиссионное вознаграждение.

В функции биржи входит организация непосредственно сделок с ценными бумагами, клиринг сделок, поставка денег продавцам и бумаг покупателям по каждой конкретной сделке. За свои услуги биржа взимает комиссионное вознаграждение с каждой сделки. Рассмотрим типичную организационную структуру современной электронной биржи. (Под электронной биржей мы подразумеваем такую площадку, где все заявки на торги поступают по закрытым электронным системам связи, а не методом открытого выкрика, и тут же находят отображение в торговой системе.)



1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86