Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 [ 74 ] 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86

Если посмотреть, как распределены деньги среди участников фондового рынка, то можно обнаружить действие известного правила: 90% всех средств принадлежит 10% участников торгов. Таким образом, весь рынок можно разделить на большое количество мелких и средних участников (их приблизительно 90%, и они в совокупности обладают достаточно скромными средствами) и на небольшое количество средних и крупных участников, которые аккумулируют большую часть денежных средств и бумаг. Известно, что в результате ошибочных операций на рынке несут убытки и разоряются, как правило, мелкие участники торгов и очень редко - крупные. Это означает, что крупные участники в основном богатеют, а мелкие в основной массе проигрывают и выходят из игры. Место выбывших занимают вновь пришедшие - другие такие же мелкие игроки, спекулянты и инвесторы . Этот факт обычно замалчивается в соответствующих руководствах по трейдингу. Между тем он очень важен для понимания того, как наладить прибыльную торговлю. Различия между частным инвестором и крупным профессиональным дилером заключены не только в количестве имеющихся денежных средств. Они и в подходе к проведению операций на рынке ценных бумаг. Иными словами, различия лежат в области философии ведения бизнеса профессионалом и любителем. В наш век информационных технологий и сотрудник брокера-дилера, и частный игрок имеют почти равные возможности по скорости доступа к торговой площадке. А также почти равные возможности в получении информации и аналитических отчетов известных инвестиционных банков и информационно-аналитических агентств. Почему же непрофессионалу так трудно тягаться с профессиональным участником? В чем разница между ними? Ответ надо искать в разной постановке риск-менеджмента, с одной стороны, и в диаметрально противоположных действиях в схожих рыночных ситуациях, с другой.

Дилеру - сотруднику профессионального участника рынка руководство ставит очень жесткие лимиты на открытие позиций и величину возможных убытков. Служащий банка или инвестиционной компании отлично знает, что любое нарушение дисциплины и установленного регламента действий на рынке приведет к отстранению его от торгов на определенное время, зависящее от степени тяжести наруше-

ния. Он также знает, что при превышении недельного или месячного лимита потерь его в лучшем случае переведут на другую работу, а в худшем - уволят. Эти обстоятельства обусловливают высочайшую торговую дисциплину у служащих профессиональных участников рынка и приводят в конечном счете к рентабельности дилинговых операций. На первом месте в приоритете ценностей профессионала - дисциплина и соблюдение регламента торговли, на втором - отсутствие потерь и только на третьем - доходность операций. У частных инвесторов, как правило, все поставлено с ног на голову. Торговля на собственные деньги приводит к преобладанию эмоций над разумом, импульсивности над дисциплиной и, как следствие, потерь над доходами. Эти проблемы решаются выработкой личного регламента проведения сделок и использованием риск-менеджмента в торговле. Мы все это подробно обсудим в этой части книги, посвященной управлению рисками при краткосрочных операциях.

Наша главная цель - уберечь начинающих трейдеров от наиболее распространенных ошибок и рассказать об основных, проверенных жизнью правилах, которые помогают снизить потери и увеличить доходность торговли. Вы не найдете здесь универсального рецепта как делать деньги . Его попросту нет, как не существует в природе философского камня. Но есть рецепты, спасающие от краха начинающих и помогающие улучшить торговые результаты действующих трейдеров.

В приоритете значимостей открытие позиции , выход из позиции , риск-менеджмент первое место занимает анализ рисков. Вторым по значимости является выход из позиции, и лишь на третьем месте по влиянию на результаты торговли стоит вход в позицию. Эта триада успешного трейдинга - риск-менеджмент, выход и вход - будет подробно обсуждена в этой части, применительно к краткосрочному инвестированию и свинг-трейдингу.

Мы определим правила открытия позиций, рассмотрим торговлю на растущем и падающем рынке, вспомним, что такое риск, и расскажем, как правильно управлять риском позиции. А затем вплотную подойдем к вопросам управления торговым капиталом и построения собственных торговых стратегий.



Глава 46

Пять составляющих успеха

Антипсихология биржевой торговли

На коротких временных интервалах от нескольких секунд до нескольких часов и, может быть, дней принято считать, что дисбаланс спроса и предложения на рынке ценных бумаг обусловливается основными эмоциями биржевой толпы. Эти основные эмоции суть страх и жадность. Помимо этих эмоций игроки периодически подвергаются воздействию досады от упущенной возможности, фрустрации от чрезмерных потерь, радости от удачной сделки, эйфории от правильного поведения рынка и роста прибылей и т.п.

Действительно, очень часто страх и жадность правят бал в душе игрока. Страх понести убытки по только что открытой позиции толкает игроков к ее закрытию. Точно так же страх потерять полученную прибыль по открытой позиции заставляет игроков поспешно ее закрыть. Жадность недополучить возможную прибыль по открывающимся возможностям толкает игроков к открытию новых или только что закрытых позиций. Каждый, кто хоть раз сидел перед торговым терминалом и отправлял заявки на покупку или продажу на открытый рынок, может подтвердить, что эти эмоции действительно существуют и пагубно влияют на результаты торговли. Но можно ли утверждать, что они правят рынком?

Вряд ли найдется человек, способный оспорить тот факт, что страсти человеческие, в числе которых страх и жадность, суть отрицательные черты личности, негативно влияющие на своего носителя и не имеющие созидательной составляющей. А если это верно, то поставим такой вопрос: могут ли эти две негативные эмоции, не имеющие под собой рациональной основы, править тем, что в современной экономической теории принято называть эффектив-

ным рынком? Ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. Не могут ни страх, ни жадность управлять движением цены на эффективном рынке. Поведение рынка не определяется ни теорией хаоса и случайных блужданий, ни теориями биржевой психологии Вышеперечисленные эмоции неведомы крупным институциональным игрокам, которые, как мы видели, временами могут диктовать свою волю рыночной стихии. Следовательно, действия крупных участников всегда экономически и причинно обусловлены. Таким образом, если чем и правят эмоции, то лишь слабыми игроками, пришедшими на рынок проиграть свои лишние деньги.

Другое расхожее утверждение биржевой психологии состоит в том, что рынок - это толпа, которая права на трендах и не права на разворотах . Попробуем разобраться с этим утверждением. Как мы уже знаем, рынок большую часть времени проводит в нетрендовом состоянии. И лишь приблизительно одну треть времени - в тренде. Что делает биржевая толпа в периоды отсутствия тренда? Ответ прост. Игроки старательно ищут сигналы, которые подсказали бы моменты зарождения нового тренда. Большая часть участников торгов при отсутствии тренда проигрывает деньги меньшей части - институциональным инвесторам. Последние, пользуясь относительным равновесием между продавцами и покупателями, забирают управление рынком в свои руки. Если по каким-либо причинам вы пропустили шестую и седьмую части книги, сейчас самое время вернуться к изложенному там.

Но, может быть, толпа все-таки права и делает деньги на трендах? Опять же нет. В действительности, конечно, делает, но не в том объеме, который мог бы быть, и заведомо меньше, чем впоследствии теряет на рейнджах.

Каждому игроку удавалось хоть раз в жизни поймать начало нового зарождающегося тренда. Это несложно, если сделать достаточное количество попыток и заплатить за каждую попытку небольшим убытком, отданным по стоп-приказу. Гораздо сложнее в тренде удержаться, не выйти раньше времени. Также сложно и войти в уже развивающийся тренд. Если поезд уже несется мимо и набирает ход, вскакивать на подножку просто опасно. Для посадки необходимо дождаться хотя бы полустанка, где состав, битком набитый инвесторами, чуть притормозит. Посмотрите на любое значимое движение на рынке. Если оно длится несколько недель, то вряд ли можно найти более трех-четырех удобных точек входа, чтоб не расстаться с позицией по приказу стоп-лосс. Может ли все инвестиционное сообщество единовременно загрузиться в один вагон и ехать в нем до самой последней станции перед разрушенным мостом И при



этом гадать: какая остановка будет последней и где поезд постигнет катастрофа? Ответ такой: нет, нет и еще раз нет!

Инвесторы будут постепенно входить в вагоны, проезжать каждый сколько сможет, выходить на промежуточных станциях, озираться по сторонам, мучительно размышлять, стоит ли вновь вскочить в последний вагон или лучше дождаться следующего экспресса, который может и не прибыть. И так далее. Данная метафора достаточно точно описывает поведение участников на трендах. Не могут все одновременно открыть позицию по тренду в начале его зарождения. Тогда тренду будет нечем питаться и развиваться. Не могут одновременно все выйти из трендовой позиции перед завершением тренда. Торгующие по тренду выходят из него постоянно, а на их место приходят новые игроки.

Объяснения этого и других процессов, протекающих на фондовых рынках, с точки зрения психологии достаточно ущербны и ограничены. Так называемая рыночная толпа крайне неоднородна и состоит из нескольких различных групп.

Мы уже разделили всех участников рынка на 10%, имеющих 90% средств (обычно средства этих игроков называют умные деньги - smart money), и на 90%, обладающих лишь 10% средств. Участники этих двух групп по-разному ведут себя на рынке и, как правило, работают друг против друга. Надеемся, что после знакомства с частью VI у вас нет большого желания присоединяться к лагерю проигрывающего большинства.

Можно провести и другое деление участников рынка. Все торговцы делятся на группы в зависимости от сроков удержания позиций и методов торговли. Есть скальперы и дэй-трейдеры, которые работают внутри дня и не обращают внимание на рыночные тенденции, различимые на недельных и месячных графиках. Есть свинг-трейдеры, которые работают по часовым и реже по дневным графикам. Им нет дела до тенденций, вырисовывающихся на квартальных интервалах. Есть, наконец, краткосрочные и среднесрочные инвесторы, которые редко обращают внимание на поведение цен внутри дня. И так далее.

Наконец, можно предложить следующую классификацию игроков. Все участники рынка в каждый конкретный момент времени делятся на быков и медведей. В свою очередь каждый из этих двух лагерей делится на две части: сильных и слабых держателей позиций, т.е. сильных и слабых игроков. Сильные и слабые игроки характеризуются устойчивостью по отношению к возможным неблагоприятным изменениям цены. Сильная позиция - это такая позиция, которая открывается или удерживается вопреки неблагоприятному движению котировок и показаниям технических индикаторов. Слабая позиция - это такая позиция, которая закрывается 456

там, где открывается или удерживается сильная. Таким образом, слабые держатели позиций периодически уступают свои позиции сильным. Процесс вымывания слабых позиций и замены их сильными - обычный для любого рынка, где есть достаточная степень развитости плавающего предложения и отсутствие жесткого государственного регулирования. Соотношение сильных и слабых позиций практически не зависит от фазы рынка и не меняется с течением времени, чего нельзя сказать о соотношении лагерей быков и медведей. Действия слабых и сильных позиций в принципе могут быть разделены с помощью использования подтверждающих и опережающих технических индикаторов, как это, например, рекомендует известный трейдер и признанный авторитет Джо ДиНаполи [ДиНаполи, 2001]. В любом случае игра против слабых - источник прибыли сильных, и так будет всегда, не зависимо от того, сколько книг по биржевой психологии прочитают слабые игроки.

Теперь, располагая тремя классификациями для участников рынка, мы понимаем, что фраза толпа права на трендах - не более чем фигура речи, за которой ничего не стоит. Не существует однородной рыночной массы, с которой можно было бы ассоциировать термин толпа . Права или не права может быть лишь какая-то часть этой толпы. В том числе и на трендах всегда есть неправая часть. Задача игрока, после того как он определился со своим местом на фондовом рынке и парадигмой торговли, состоит в том, чтобы избегать присоединяться к той части играющих, которые в ближайшем будущем окажутся неправыми.

Ключевые факторы успешной торговли

Существуют объективные и субъективные условия успеха. К объективным относятся те, которые не зависят от трейдера и являются внешними: в частности, это наличие самого рынка и доступных для торговли ценных бумаг, наличие брокера и конкурентных комиссионных, доступность информации и линий связи. Наконец, наличие достаточных средств для торговли.

Обратимся к субъективным факторам, зависящим от самого игрока. Ниже мы выделили пять факторов, без которых, на наш взгляд, невозможно достичь реального успеха на фондовом рынке. Речь идет о факторах успеха, без которых ни свинг-трейдеру, ни краткосрочному инвестору на рынке делать нечего. Вот эти факторы и процент их влияния на конечный успех:

- Правильно выбранная стратегия и наличие плана торговли 20 %

- Правильный риск-менеджмент 30 %



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 [ 74 ] 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86