Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 [ 35 ] 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

трому росту, на Уолл-стрит ожидают его продолжения, и в соответствии с этими ожиданиями устанавливается курс ценных бумаг.

Если на рынке будет отмечено снижение объема прибыли компании, она перестанет быть одним из фаворитов Уоллстрит. Хотя снижения темпов роста по результатам финансовой деятельности всего за один квартал недостаточно для того, чтобы компания перешла в категорию фирм, акции которых целесообразно продавать в короткую . Trigger event возникает только в том случае, если уровень доходов и темпы роста прибыли компании будут восприниматься на Уолл-стрит как неудовлетворительные на протяжении сразу нескольких кварталов подряд.

Третий признак опасности: усиление конкуренции

Основоположник капитализма Адам Смит написал свой классический труд Исследование о природе и причинах богатства народов в конце 1700-х годов. Он полагал, что наличие у предпринимателей собственных интересов приведет к усилению конкуренции и ускорению темпов экономического роста. Если одна компания предлагает на рынке свой продукт по 10 долларов и получает при этом прибыль, другая компания может изыскать возможность произвести более качественный продукт, продать его, скажем, по 8 долларов и при этом тоже получить прибыль. Таким образом, образуется порочный круг. Такая ситуация могла бы привести к снижению цен - что выгодно для потребителей - при одновременном повышении качества продуктов.

Однако, несмотря на сказанное, компании не любят конкуренции. И хотя в разумных пределах она в некоторой степени способствует их развитию, сильно выраженная конкуренция, напротив, неблагоприятно сказывается на деятельности компаний. Снижение цен обусловливает уменьшение объема прибыли. Помимо этого, появление на рынке новых конкурентов может дестабилизировать ситуацию и привести к перераспределению доли на нем каждого из участников. Поэтому компании предпочитают действовать на монополизированном, а не



конкурентном рынке. В 1800-х годах титаны промышленности Дж. Рокфеллер и Дж. Морган установили монополию на громадных по масштабам рынках, чтобы стабилизировать свои прибыли.

В условиях действия антимонопольного законодательства и сформированного мирового рынка компаниям стало очень трудно бороться с конкурентами. Вполне типична ситуация, когда та или иная из них стремительно достигает вершин, после чего столь же быстро теряет свои позиции на рынке, поскольку оказывается вытесненной другой, только появившейся на рынке, компанией. В главе 12 вы узнаете, что для высокотехнологичных компаний самая сложная задача заключается в переходе от одного поколения продуктов к другому. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что компании-лидеры на любом сегменте рынка в подобной ситуации чувствуют себя уязвимыми.

Спекулянтам, работающим на понижение, нужно очень тщательно анализировать информацию, касающуюся конкуренции на рынке. А она неизбежна, и компании-лидеры могут оказаться в довольно сложном положении. Это значит, что они становятся кандидатами на короткую продажу. Факторы, свидетельствующие об усилении конкуренции на рынке, могут быть следующими:

□ предоставление скидок;

□ обращения в Конгресс или другие государственные структуры с просьбой о помощи;

□ возбуждение исков против конкурентов; О снижение объема прибыли;

□ невыполнение ожиданий Уолл-стрит в течение нескольких кварталов.

Еще один фактор, который нужно иметь в виду, - время дерегулирования той или иной отрасли экономики. А речь о том, что в отрасли, где некогда царил монополист, появляются новые участники рынка, составляющие ему конкуренцию. При этом следует иметь в виду, что она в данной отрасли - явление совершенно новое конкуренция становится одним из объективных факторов, на который участники данного сегмента рынка просто не знают, как адекватно реагировать.



Дерегулирование в ссудовспомогательной сфере введено в начале 1980-х годов. Это привело к усилению конкуренции на этом сегменте. Многие компании, специализирующиеся на ссудовспомогательной деятельности, в итоге понесли убытки и обанкротились. Менее чем через 10 лет после этого федеральному правительству пришлось помогать этой отрасли. А такие спекулянты, работающие на понижение, как Джим Чанос, получили немалую прибыль, продав в короткую акции ряда ее компаний.

Тем не менее, у них все же есть возможность бороться с конкуренцией. Одна из них - оформление патентов для того, чтобы обойти своих конкурентов. Хотя этот способ не столь надежен и прост, как может показаться инвесторам.

В качестве примера приведем действительно революционную методику операции - LAS1K. Уже многие люди знают, что после этой операции человеку больше не нужны очки. И хотя это не слишком приятная информация для компаний-производителей очков и контактных линз, она явно может порадовать компании, производящие соответствующие технологии для хирургических вмешательств.

Пионером в области LAS1K была VISX. В конце 1990-х годов цена на ее акции установилась на очень высоком уровне - около 100 долларов за акцию. И это было вполне объяснимо, В конце концов, компания была очень рентабельной, оформив на свои технологические разработки более 100 патентов - отдельный на каждый соответствующий тип технологических разработок (федеральное правительство выдает патенты для того, чтобы стимулировать инвестиции компаний в перспективные разработки).

Патентование может служить своего рода барьером на пути конкуренции. Если некая компания использует уже существующую технологию, она нарушает действующее законодательство в области патентоведения. Тогда компания - держатель Патента, например VISX, может подать иск на фирму-нарушителя или выдать другой компании лицензию на определенную технологию, получив за это соответствующие комиссионные (их размер может оказаться весьма внушительным).

Несмотря на все это, курс акций VISX начал падать. Почему? Компании-конкуренты разработали более совершенные



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 [ 35 ] 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119