Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 [ 45 ] 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

рованные компьютерные системы. Успешно работающие компании пользуются такими системами для корректной обработки данных. Это называется системой внутреннего контроля.

Располагая всеми необходимыми данными, финансовый или бухгалтерский отдел составляет необходимые отчеты. Для выполнения определенной части этой работы используется также привлечение независимых бухгалтеров. Однако, как правило, финансовые отчеты подготавливаются соответствующими штатными сотрудниками. Хотя для аудита этих отчетов услуги независимых бухгалтерских фирм необходимы.

Все публичные компании обязаны применять учет методом начисления, что предусматривает запись доходов и расходов в момент совершения операции. Так, вы можете заключить договор купли-продажи на сумму 1 млн долларов, но наличный платеж осуществлен не в момент совершения сделки, а на месяц позже. Тем не менее доходные статьи зачисляются на момент совершения сделки, поскольку компания получила прибыль именно тогда.

В случае заключения контракта на приобретение определенных товар но-материальных запасов на сумму 10 тыс. долларов расходы также начисляются на момент сделки, несмотря на то что вы не планируете направлять поставщику чек в течение 15 дней.

Помимо этого, публичные компании ведут также учет по методу двойной записи. Эту систему разработал итальянский математик Лука Пачоли в конце 1400-х годов. Суть ее можно выразить следующим образом:

Активы =

- текущие обязательства/пассивы + чистый капитал.

Остановимся подробнее на отдельных компонентах этой формулы.

Активы - это все, что принадлежит компании: наличность, товарно-материальные запасы, земельный участок, оборудование и даже патенты.

Текущие обязательства/пассивы представляют собой задолженность компании и могут выражаться в виде кредитор-



ской задолженности, долговых расписок, долговых обязательств и т.д.

Капитал компании - разница между активами и долговыми обязательствами компании или разница между активами и текущими обязательствами. Так, если сумма активов составляет 10 млн долларов, а объем текущих обязательств - 5 млн, капитал компании равен 5 млн долларов. Это средства, принадлежащие акционерам.

Эта формула основана на балансовом отчете компании (подробнее рассматривается в главе 7). В левой стороне балансового отчета указываются активы, в правой - капитал компании и ее текущие обязательства (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Балансовый отчет ABC Corp.

по состоянию на 31 марта 2002 г.

Активы, долл.

Текущие обязательства, долл.

Наличные средства

10 000

Кредиторская задолженность

50 000

Дебиторская задолженность

20 000

Векселя к оплате

20 000

Оборудование

50 000

Долговые обязательства

20 000

Земля

90 000

И гого текущих обязательств

90 ООО

Патенты

20 000

Капитал компании

10 000

Итого активов: 190 ООО

Итого долговых обязательств

и капитала компании: 190 000

Проанализировав приводимый далее пример балансового отчета, вы поймете, что он совпадает с формулой, то есть активы равны сумме текущих обязательств и капитала компании, или 190 тыс. долларов = (90 000 + 100 000). И это утверждение всегда верно. Суммы, указанные в той и другой частях отчета, должны быть одинаковыми (потому документ и называется балансовым отчетом).

Для того чтобы обеспечить баланс по всем статьям, используется система двойной записи. Это означает, что при



любых обстоятельствах в правой и левой частях отчета должны фигурировать одни и те же цифры. Например, если расходы на оплату электричества составляют 1 тыс. долларов, то сумма наличности должна быть указана, за вычетом 1 тыс. долларов. Эта же сумма должна быть отражена в счетах к оплате (счет к оплате - это задолженность компании).

Не фиксируются в этом случае в разных частях балансового отчета также проводки. Предположим, компания приобретает оборудование на 5 тыс. долларов. При этом сумма наличности сокращается на 5 тыс., а стоимость имеющегося оборудования повышается на 5 тыс. долларов.

Выделяется 9 видов транзакций, которые отражаются в финансовых документах компании.

□ Увеличение/уменьшение объема активов. Компания постоянно приобретает новые активы. Если она купила новый компьютер за 1 тыс. долларов, то стоимость имеющегося у компании оборудования увеличивается на 1 тыс. долларов, а сумма наличных средств, соответственно, уменьшается на ту же сумму.

П Увеличение активов/повышение текущих обязательств. Для приобретения активов компания не всегда использует наличные средства, вследствие чего у нее накапливаются долговые обязательства. Таким образом, покупка компьютера стоимостью 1 тыс. долларов приводит к увеличению суммы, указываемой в счетах к оплате, на ту же 1 тыс.

П Снижение объема активов/снижение текущих обязательств. Эта ситуация противоположна описанной. Компания принимает решение сократить расходы наличных средств на 1 тыс. долларов, в результате и подлежащая оплате сумма сокращается на 1 тыс.

□ Увеличение объема активов/прирост капитала компании. Инвесторы вкладывают 10 тыс. долларов в акции компании. Следовательно, наличность компании увеличивается на 10 тыс. долларов, равно как и ее капитал.

П Сокращение объема активов/сокращение капитала компании. Например, она производит большой объем товарно-материальных запасов. Однако объем продаж ниже



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 [ 45 ] 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119