Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 [ 48 ] 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

В разработке письма председателя в 1999 г. появился новый соавтор, вице-президент компании Джозеф Саттон. Письмо стало более пространным по объему и сложным по содержанию. Из него уже трудно было понять, чем именно занимается компания. И, как это ни странно, в первом же предложении этого документа было заявлено следующее: Наша компания развивается столь стремительно, что не всем удается сразу определить, кто мы и чем занимаемся . Это был очевидный предупреждающий знак.

Как сама компания определяла направление своей деятельности? Попробуйте сами в этом разобраться:

Совершенно очевидно, что деятельность нашей компании носит выраженный информационный характер; а навыки и ресурсы, используемые нами для трансформации энергетического рынка, как свидетельствует практика, одинаково значимы и для других сфер экономики. Да, мы по-прежнему являемся лидерами на мировом энергетическом рынке; вместе с тем мы используем все свои навыки и способности для того, чтобы завоевать лидерство в тех областях, где открываются новые возможности.

В этом документе очень мало говорится о базовых активах компании. Зато он изобилует формулировками, характерными для новой экономики . Вот что говорится далее в письме:

Стоимость всех сделок купли-продажи, заключенных на нашей интернет-платформе EnronOnline, превосходит аналогичный показатель на любом из существующих в настоящее время сайтов, специализирующихся на электронной торговле. Обладание знаниями важнее владения определенными активами.

Когда речь заходит о компаниях, действующих в условиях новой экономики, подразумевают £пгоп.

В данном письме не без хвастовства заявлено о том, что компания распродала свои основные фонды, неожиданно став типичной интернет-компанией.

В годовом отчете за 2000 г., составленном Леем и Скиллин-гом, было еще больше предупреждающих признаков. В этом случае спекулянтам, работающим на понижение, тем более



было над чем задуматься. Письмо было на несколько страниц длиннее, чем такой же документ в 1999 г. А с точки зрения возможности получить представление о деятельности компании он был еще более запутанным. Чем же все-таки занималась компания? Вот что говорилось в письме по этому поводу:

В настоящее время наша компания претерпела очень серьезные изменения по сравнению с первыми годами своего существования. За 15 лет мы изменились настолько сильно, что даже сами этого не ожидали. Из компании, специализирующейся на выработке электроэнергии и транспортировке энергоносителей по трубопроводам, мы превратились в компанию, занимающуюся маркетингом и логистикой. И теперь наш основной капитал - грамотный подход к ведению бизнеса и инновационно мыслящий штат.

Далее в письме председателя речь идет о том, как модель работы Enron можно перенести на другие сферы экономики. Одна из таких сфер - услуги широкополосной сети. В письме отмечается, что налицо расширение соответствующих возможностей .

Джим Чанос отреагировал на это заявление весьма скептически. Он получил немалую прибыль от продажи в короткую акций компаний, специализирующихся на оказании услуг широкополосной сети. Действительно ли в этой сфере экономики положение достаточно серьезное? Как это ни странно, но в самом письме говорится о том, что в этой сфере предложение превышает спрос . Принимая во внимание это обстоятельство, почему компания декларирует оказание услуг широкополосной сети как область, представляющую большие возможности для развития?

Итак, налицо очевидные предупреждающие знаки. Чанос был не единственным спекулянтом, работающим на понижение, который их отметил. Это сделали и другие. В данном случае речь идет о предупреждающих знаках, для выявления которых вовсе не обязательно проводить глубокий анализ финансовой документации компании и ссылок в ней. Любой инвестор, получающий годовые отчеты компании, сравнив их, может их выявить.

Интересно отметить, что аналитик Тэтчер Томас из Merrill Lynch в основу своего анализа положил объем годовых отче-



тов компаний. И установил, что чем он больше, тем ниже курс их акций. Для этого он воспользовался онлайновой электронной системой сбора данных, анализа и поиска в версии Microsoft Word. На сайте компании указывается размер файла. Томас брал данные об объеме отчетов 10-К, и если размер этого файла превышал 500 Кб, это означало, что курс акций этой компании будет снижаться.

Селекторные совещания

До сих пор мы упоминали лишь об информации, представляемой в печатном виде. Как указывалось, на разработку этих документов требуется много времени. Однако у спекулянтов, работающих на понижение, есть возможность послушать, как руководство компании обсуждает вопросы, касающиеся ее деятельности. Речь идет о селекторных совещаниях, которые проводятся ежеквартально (они называются ежеквартальными, поскольку на них дается оценка работы компании за три месяца).

Во время этих совещаний аналитики и даже сами спекулянты, играющие на понижение, задают руководству компании целый ряд вопросов. В частности о том, насколько хорошо зарекомендовала себя на рынке новая линия продуктов; каковы прогнозы относительно объема прибыли компании на следующий квартал; каким образом появление на рынке нового продукта конкурента скажется на деятельности данной компании и т.п.

В настоящее время, когда в правовые нормы, касающиеся предоставления компаниями информации о своей деятельности, внесены соответствующие изменения, все инвесторы имеют возможность получить и сведения о селекторных совещаниях (ранее такое право имели лишь представители самих компаний, а также институциональные инвесторы). Теперь инвесторам достаточно позвонить по нужному телефону или зайти на сайт интересующей их компании, и они могут познакомиться с содержанием обсуждения, состоявшегося на таком селекторном совещании. При этом следует все же отметить, что зачастую это - продолжительные по времени и скучные мероприятия. Выступления главных администраторов компаний совсем не



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 [ 48 ] 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119