Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 [ 51 ] 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

нижение, по-другому проведет качественный анализ прибыли компании: насколько она реальна? Как проанализирует и дебиторскую задолженность компании за этот период. С его точки зрения, если рост объемов дебиторской задолженности намного превышает темпы увеличения объема продаж, компания может считаться потенциальным кандидатом на короткие продажи.

Расхождение между объемом продаж и показателем дебиторской задолженности может быть обусловлено следующими факторами.

□ Компания сталкивается с проблемами при получении дебиторской задолженности от клиентов. В конечном счете, если она недополучает значительные суммы по дебиторской задолженности, ее прогнозы касательно объема продаж и прибыли оказываются нереалистичными. Вполне типичны ситуации, когда в представленных отчетах компании показатель прибыли оказывается намного ниже прогнозируемого.

□ Вполне возможно, что компания проводит агрессивную политику в плане реализации своих продуктов. Например, она может поставлять их клиентам даже при отсутствии окончательного договора о купле-продаже.

О Компания предоставляет своим клиентам либеральные условия кредитования с целью увеличения объема продаж.

□ Компания не имеет эффективной системы получения дебиторской задолженности.

Резерв по сомнительной задолженности. Как правило, дебиторская задолженность проходит по статье Чистая сумма резерва по сомнительной задолженности . К сожалению, не все клиенты платят по счетам. Поэтому компания пытается прогнозировать процент безнадежной дебиторской задолженности (так называемый резерв по сомнительной задолженности). Но прогноз может оказаться ошибочным.

Обычно компания исходит из известных уже ей тенденций в модели поведения клиентов - на основании этой информации и разрабатывается прогноз. Если компания установила более низкий процент сомнительной задолженности, чем он есть на



самом деле, ее финансовые показатели выглядят более внушительно. Предположим, ABC установила свой резерв по сомнительной задолженности в размере 5%, а на протяжении последних кварталов объем ее продаж - чистая сумма резерва по сомнительной задолженности - 1 млн долларов. Но если прогноз окажется неправильным и на самом деле процент сомнительной задолженности составит 10%, показатель объема продаж будет равен 950 тыс. долларов (на 5% меньше).

Спекулянтам, работающим на понижение, не всегда просто определить, не слишком ли оптимистичен прогноз компании в отношении процента сомнительной задолженности. Вместе с тем они обычно сравнивают этот показатель финансовой деятельности компании с аналогичным по отрасли. Если он ниже отраслевой, значит, есть вероятность того, что компания проводит слишком агрессивную политику.

Более того, спекулянты, работающие на понижение, обращают внимание и на компании, которые занижают процент резерва по сомнительной задолженности, несмотря на то что темпы роста объема дебиторской задолженности намного превышают рост объема продаж.

Еще одна методика анализа сводится к изучению клиентской базы компании. Сталкивается ли отрасль с проблемами? Рассмотрим этот вопрос на примере Lucent. В 4-м квартале 1998 г. показатель резерва по сомнительным задолженностям составил здесь 5,32%. В 3-м квартале 2000 г. он снизился до 3,16. Интересно отметить, что за этот период отмечен существенный рост показателя объема дебиторской задолженности. Вместе с тем было зафиксировано ухудшение клиентской базы компании: многие клиенты взаимодействовали с ней только в онлайновом режиме.

Период погашения дебиторской задолженности. Это один из самых интересных показателей для спекулянтов, работающих на понижение, в процессе анализа дебиторской задолженности компании. Расчет осуществляется в два этапа. Сначала рассчитываем средний показатель дебиторской задолженности по формуле:

Дебиторская задолженность (за первый период + за второй период)



Предположим, объем продаж Disaster Corp. за прошлый год составил 1 млн долларов. В начале года сумма дебиторской задолженности составила 300 тыс. долларов, а в конце - 200 тыс. Тогда расчет среднего показателя дебиторской задолженности будет выглядеть следующим образом:

$2ооооо+$зооооо250 0Ш

На втором этапе производится расчет периода погашения дебиторской задолженности по формуле:

Средний показатель дебиторской задолженности

(Объем продаж за период разделить на количество дней в периоде)

= Период погашения дебиторской задолженности.

$250 000

-------= 91 день.

$1000 000/365

В принципе период погашения дебиторской задолженности - это временной отрезок, который необходим для ее конвертации в наличные средства. Если показатель продолжительности периода погашения дебиторской задолженности существенно завышается, значит, у компании есть проблемы с ее сбором. Для спекулянта, работающего на понижение, это является признаком того, что компания сталкивается с серьезными проблемами и в ближайшей перспективе курс ее акций снизится.

Товарно-материальные запасы

Для спекулянтов, работающих на понижение, состояние товарно-материальных запасов компании служит первым предупреждающим признаком того, что компания, возможно, Представляет необъективные данные. Под этими запасами понимаются сырье, показатели объема текущих работ и необходимых для выпуска продукта материалов, предоставленных поставщикам, а также объем конечных продуктов. Показатель



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 [ 51 ] 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119