Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [ 52 ] 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

товарно-материальных запасов влияет на объем валовой прибыли компании (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Товарно-материальные запасы и валовая прибыль, долл.

Показатель

2002 г.

2003 г.

Объем гтодаж

100 ООО

120 000

Запас на начало периода

20 000

10 000

Дополнительные закупки

30 000

50 000

Товары для продажи

50 000

60 000

За вычетом запаса на конец периода

10 000

15 000

Стоимость проданной продукции

40 000

45 000

Валовая прибыль

60 000

75 000

Расчет стоимости проданной продукции осуществляется по формуле:

Запас на начало периода + Дополнительные закупки.

Из полученной суммы вычитается стоимость остающегося у компании объема запасов. Валовая прибыль рассчитывается по формуле: объем продаж - стоимость проданной продукции. Показатель валовой прибыли составляет 60 тыс. долларов, то есть коэффициент валовой прибыли составляет 60% (60 000/10 000 долларов).

Ключевое значение имеет показатель запаса на конец периода. Если бы он составлял 20 тыс. долларов, то объем валовой прибыли увеличился и составил бы 70 тыс., или 70%. Однако сумма в размере 20 тыс. долларов переносится на 2003 г. Вследствие этого коэффициент валовой прибыли составляет 65 тыс., то есть объем запаса на конец периода повлиял на показатель объема валовой прибыли компании за период двух лет.

Таким образом, спекулянт, работающий на понижение, хочет выяснить, пересматривала ли компания методику учета стоимости своих запасов. При положительном ответе это может означать, что она искусственно завышает показатель валовой прибыли. Информация об упомянутых изменениях методики учета содержится в сносках документов 10-К и 10-Q.



Двумя базовыми методиками расчета стоимости запасов являются ФИФО ( первый внутрь, первый наружу ) и ЛИФО ( прибыл последним - обслужен первым )*. Для того чтобы разобраться в этих методиках, вновь обратимся к примеру. Disaster Corp, в течение отчетного года дважды пополняла товарные запасы. Первый раз компания приобрела 100 единиц продукта по 200 долларов каждый. Во второй - 120 единиц по 250. За тот же период она продала 180 единиц продукта по 350 долларов. Суммарная стоимость запасов рассчитывается так,

100 единиц х $200 = $20 000; 20 единиц х $250 = $5000. Суммарная стоимость запасов = $25 000.

Что касается ЛИФО, то расчет осуществляется в обратном порядке:

80 единиц х $250 = $20 000; 40 единиц х $200 = $8000. Суммарная стоимость запасов = $28 000.

Из приведенного примера видно, что при использовании метода ФИФО увеличение стоимости запасов приводит к снижению объема издержек и, следовательно, к увеличению прибыли. Поэтому если компания прогнозирует увеличение стоимости своих запасов, она перейдет с ЛИФО на ФИФО.

Помимо изменения методики оценки стоимости запасов, есть еще ряд аспектов, на которые спекулянту, работающему на понижение, стоит обратить внимание.

Оборачиваемость запасов. Товарно-материальные запасы компании - довольно дорогостоящая статья ее расходов. Она должна приобрести сырье, произвести продукт, хранить его на складе. Увеличение сроков хранения сырья/готового продукта приводит к увеличению издержек компании.

* ФИФО - метод оценки и учета материальных запасов компании или портфеля ценных бумаг в порядке поступления (покупки). Подразумевается, что купленные ранее запасы или бумаги потребляются или продаются первыми. В условиях инфляции ФИФО дает по учету более высокую прибыль, так как продаются самые дешевые запасы на конец периода (самые дорогие запасы сохраняются). Противоположный метод называется ЛИФО. Но сделки с ценными бумагами учитываются обычно по ФИФО.



Спекулянты, работающие на понижение, обращают внимание на показатель оборачиваемости товарно-материальных запасов, который рассчитывается по формуле:

Стоимость проданной продукции Показатель оборачиваемости запасов

= Средний показатель запасов

Этот показатель указывает срок, в течение которого происходит конвертация товарно-материальных запасов в наличность. Сравните его в интересующей вас компании с аналогичным показателем по отрасли и проанализируйте динамику данного показателя компании от квартала к кварталу. Спекулянта, играющего на понижение, устраивает существенный рост темпов оборачиваемости товарно-материальных запасов.

Увеличение объема товарно-материальных запасов. Так же

как и в случае с дебиторской задолженностью, увеличение объема продаж обычно сопровождается расширением объема товарно-материальных запасов. Но если последнее происходит гораздо быстрее первого, то компания сталкивается с серьезными проблемами в плане реализации своих продуктов или занижает на них цены.

Однако не всегда резкое увеличение объема товарно-материальных запасов является негативным фактором. Например, компании должны сделать большой запас нового продукта, прежде чем выйти с ним на рынок.

Увеличение объема сырья. При существенном увеличении объема сырья, а не готового продукта есть основания говорить о том, что у компании есть проблемы в производственной сфере.

Отрасли экономики, где наиболее велика вероятность возникновения проблем в товарно-материальной сфере

Такие проблемы могут возникнуть у любой компании. В частности, это касается розничной торговли. Рассмотрим пример Tommy Hilfiger, которая определяла тенденции моды в пе-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [ 52 ] 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119