Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 [ 53 ] 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

риод с начала до середины 1990-х годов. Но мода непостоянна, и это, в частности, коснулось данной компании. В апреле 2001 г. она заявила о снижении своей прибыли на 30-40%. Началось свободное падение курса ее ценных бумаг. И в результате стоимость ее акций снизилась с 40 долларов до 9 центов.

У технологических компаний также возникают проблемы в товарно-материальной сфере. В качестве такого примера можно привести Cisco. В 2000-2001 гг. прогнозировался резкий рост ее финансовых показателей. Однако этого не произошло. Компания не только не получила доходов, но и понесла убытки. За два года цена на ее акции снизилась с 80 до 12 долларов.

При затоваривании компания может поступиться одним из следующих способов (хотя ни один из них не решит проблему).

П Установление скидок. Для того чтобы избавиться от накопившихся товарных запасов, компания может снизить цену на свои продукты. Однако это, безусловно, приведет к снижению объема продаж и, соответственно, прибыли.

□ Списание запасов. В этой ситуации компания списывает запасы как не представляющие для нее ценности.

□ Принудительная поставка продуктов по дистрибьюторским каналам - ситуация, при которой компания осуществляет поставки дистрибьюторам, даже если известно, что спрос на товары падает. В итоге дистрибьюторы вернут компании все поставленные продукты, которые подлежат списанию (подробно этот вопрос будет рассматриваться в главе 8).

Связанные денежные средства и рыночные ценные бумаги

Связанные денежные средства - это предназначенные для определенных целей деньги (для исполнения условий контракта и пр.). Поэтому их не следует рассматривать как кассовую наличность или вычислять на их основе соответствующие показатели, например ликвидности, о чем мы еще поговорим.

Помимо этого, полезно анализировать любые сноски для поиска в них информации о рыночных ценных бумагах компа-



нии. При этом следует иметь в виду, что к ним относятся и акции, которые компания в течение ближайшего года планирует обналичить. Но о каких именно акциях идет речь?

Пелый ряд компаний имели большое количество акций в электронном бизнесе. К сожалению, ликвидность этих ценных бумаг была низкой, а цены на них падали. Поэтому спекулянты, работающие на понижение, рассматривали бы их как неприоритетные, считая целесообразным снижение курса на 30% и более. Кроме того, спекулянтов, работающих на понижение, насторожило бы существенное увеличение объема рыночных ценных бумаг - особенно если речь идет главным образом об акциях - по отношению к общему показателю наличности (скажем, 30% и более).

Авансовые платежи

Так называются заранее оплачиваемые компанией издержки. В качестве примера авансовых платежей можно привести арендную плату, страховые взносы, проценты, предоплату поставок и оплату рекламных услуг. Это вполне обычное явление для бизнеса. Но компания может попытаться представить текущие расходы а виде активов, что называется капитализацией расходов.

Рассмотрим это явление на примере.

Расходы Disaster Corp. на маркетинг за год составили 10 млн долларов. Сократив их на 2 млн, компания на такую же сумму увеличит свои доходы. Но при этом она не может обойтись без рекламы.

Один из способов сократить текущие расходы - капитализировать 2 млн долларов и отнести их на счет авансовых платежей. Тогда это будут не текущие расходы, а активы компании. Безусловно, они будут израсходованы, но только в последующие годы, то есть Disaster Corp. переносит эти расходы с текущего года на более поздний период.

Есть также причины правового характера для капитализации расходов (это могут быть страхование, лизинг). Однако капитализация расходов на рекламу - другое дело. Как правило, они являются текущими, а их капитализация представляется не вполне целесообразной.



Еще один спорный вопрос - капитализация расходов, связанных с открытием новых магазинов. Безусловно, это сопряжено с большими затратами - на оплату аренды помещений, найма и подготовки сотрудников, коммунальных платежей и т. п. Может возникнуть искушение проводить агрессивную политику, осуществляя капитализацию многих из этих расходов. Следовательно, если налицо существенное увеличение числа новых торговых точек на фоне расширения объема авансовых платежей, это может означать, что компания проводит агрессивную политику в области бухучета, искусственно завышая свою прибыль.

Более того, если она не расширяет рамки своей рекламной деятельности и при этом наблюдается значительный рост авансовых платежей, можно предположить, что компания осуществляет капитализацию рекламы.

Наконец, она может отнести авансовые платежи к прочим текущим активам или издержкам на разработку ПО и долгосрочным активам . Все эти статьи являются так называемыми мягкими счетами капитала, поскольку довольно сложно определить, в полной ли мере такие активы относятся к материальным. Целесообразно поэтому проанализировать, наблюдается ли значительный их рост по сравнению с масштабами рекламной деятельности компании.

Показатель ликвидности

Проанализировав показатели текущих активов и обязательств компании, вы сможете составить представление о ее ликвидности в целом (то есть о том, в состоянии ли она платить по счетам). При этом спекулянтов, работающих на понижение, интересуют два показателя: коэффициент быстрых активов и текущий коэффициент. Отсюда первая формула:

Текущие активы

--------- = Текущие пассивы.

Текущий коэффициент

Как правило, если показатель текущего коэффициента составляет 2:1, значит, компания достаточно ликвидна. К тому



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 [ 53 ] 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119