Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 [ 63 ] 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

во 2-м квартале, за вычетом первоначальной стоимости приобретенных активов, составил 0,5 доллара, что на 92% больше по сравнению с аналогичным показателем за аналогичный период 1999 г. и на 16% больше по сравнению с 1-м кварталом 2000 г.

Даже анализ объема прибыли в соответствии с общепринятыми правилами и принципами бухучета свидетельствует о том, что у компании этот показатель достаточно внушительный.

С учетом первоначальной стоимости приобретенных активов в соответствии с общепринятыми правилами и принципами бухучета во 2-м квартале показатель чистой прибыли составил 3,1 млрд долларов, что на 79% больше по сравнению с аналогичным показателем за аналогичный период 1999 г. и на 16% больше по сравнению с 1-м кварталом 2000 г. Показатель прибыли на 1 акцию во 2-м квартале составил 0,45 доллара, что на 80% больше по сравнению с аналогичным показателем за аналогичный период 1999 г. и на 15% больше по сравнению с 1-м кварталом 2000 г.

Однако являются ли эти показатели результатом увеличения производства и реализации чипов? Вовсе не обязательно. Ознакомившись с пресс-релизом компании или 10-Q, вы поймете, что практически половина всех доходов компании приходится не на основные направления деятельности компании. На самом деле, за вычетом прибыли от неосновных направлений деятельности, рост показателя прибыли на 1 акцию составляет 8, а не 92%.

Что касается дохода от вложений, то серьезная проблема заключается в том, что этот показатель очень нестабилен. В случае снижения курса акций, что на самом деле и происходит, доходы могут тут же обернуться убытками. Эти аспекты взаимосвязаны. В качестве примеров такого рода явления можно привести такие известные компании, как Cisco, Nortel, Lucent.

Важно отметить, что в финансовых отчетах прибыль часто называется чистой операционной прибылью . Определение чистая означает, что речь идет о прибыли за вычетом дисконта, скидок, рефинансирования (обычно компания, заявляя о своей прибыли, имеет в виду чистую операционную прибыль).



Одобрение годового дохода

Вопрос о времени создания прибыли является достаточно серьезным. Как правило, компания одобряет прибыль по факту поставки продукта/услуги клиенту. В данном случае речь идет о принципе места продажи.

Однако в некоторых сферах экономики одобрение доходов имеет свои особенности. Например, компании, специализирующиеся на оказании услуг, используют метод полного контракта (речь идет о продуктах/услугах, имеющих продолжительный цикл разработки). В этом случае одобрение прибыли в самом начале или конце действия контракта соответствующим образом отражается на финансовых показателях деятельности компании. Предположим, компания XYZ строит мост стоимостью 10 млн долларов и со сроком работ - 3 года. Одобрение прибыли в размере 10 млн долларов сразу же после заключения сделки приведет к резкому увеличению прибыли компании. К завершению строительства стоимость контракта перераспределится на соответствующий период времени.

Если компания руководствуется не принципом места продажи, а иным принципом одобрения доходов, используемый принцип должен быть указан в сносках ее финансовых отчетов. При использовании же компанией метода полного контракта следует сопоставить его с общепринятым по отрасли методом одобрения доходов. Если интересующая вас компания одобряет свои доходы раньше, чем аналогичные фирмы, то, возможно, она завышает объем прибыли.

Спекулянты, работающие на понижение, должны найти ответ на очень важный вопрос: прибегает ли компания для одобрения доходов к излишне агрессивному методу? А у нее есть целый ряд возможностей это сделать. Один из таких способов - фиктивные продажи. Безусловно, это незаконно (и некоторые руководители компании за подобные действия получили тюремные сроки). К счастью, подобная практика не имеет широкого распространения.

Между тем, существуют и законные способы агрессивного искусственного увеличения объема прибыли. Компания, например, может по своему усмотрению оценивать способность клиентов осуществлять платежи по счетам-фактурам (см. главу 7). Еще 194



один способ - принудительная поставка продуктов по дистрибьюторским каналам. Рассмотрим очередной пример. Объем прибыли ABC Corp. за квартал составляет 30 млн долларов. Однако, по прогнозам Уолл-стрит, этот показатель должен составлять 35 млн. Расхождение с прогнозируемым показателем может иметь губительные последствия для компании, поскольку в этом случае инвесторы начнут задаваться вопросом: не испытывает ли компания некоторых трудностей? Тогда ABC решает осуществить дополнительную поставку существующим потребителям, чтобы довести показатель прибыли до 35 млн долларов. И достигает рекордного показателя объема прибыли за квартал - 35 млн долларов. Но при этом затоваривает дистрибьюторские каналы. Причем в данном случае речь не идет о мошенничестве: многие компании фиксируют прибыль по факту поставки.

На практике подобная методика может иметь ряд неблагоприятных последствий. Потребители, вероятно, не сразу осуществят платеж (стоит ли это делать, если поставка не носила планового характера?). Кроме того, в следующем квартале, когда компания попытается еще больше увеличить объем продаж, спрос на ее продукты/услуги, скорее всего, снизится, поскольку уже произошло увеличение объема поставок. Затоваривание дистрибьюторских каналов ухудшает перспективы увеличения объема продаж.

Некоторые компании стараются как можно дольше применять методику затоваривания дистрибьюторских каналов. Однако неизбежно наступает момент, когда потребители получат слишком большой объем продуктов и начнут возвращать поставщику эти излишки. В итоге это неблагоприятно скажется на объеме продаж.

На основе каких критериев спекулянт, работающий на понижение, может выявить затоваривание каналов? Для этого ему нужно сделать следующее.

□ Изучить сноски финансовых отчетов компании, чтобы определить, не предусматривает ли ее стратегия в области одобрения доходов занесение данных об объемах продаж сразу же после поставки продуктов.

□ Обратить внимание на значительное увеличение объема дебиторской задолженности компании (более подробно вопрос рассматривался в главе 7).



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 [ 63 ] 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119