Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 [ 69 ] 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

обязательно представлять данные о гипотетическом объеме прибыли. Однако в конце 1990-х годов практика публикации гипотетического объема прибыли получила широкое распространение. Дело в том, что так было проще завышать данный финансовый показатель.

На протяжении целого ряда лет компании высказывают свое недовольство по поводу GAAP. Они утверждают, что эти принципы бухучета не отражают в полной мере реального положения дел в компании. Например, финансовые показатели формирующейся биотехнологической компании не всегда сопоставимы с аналогичными показателями уже утвердившейся на рынке фармакологической компании, Поэтому биотехнологическая компания пытается внести определенные корректировки в свои, рассчитываемые на основе GAAP, показатели прибыли. Из чего и получается так называемый гипотетический объем прибыли.

Эта практика отнюдь не нова. Она существует на протяжении нескольких десятилетий. Обычно к ней прибегали в исключительных случаях, например при крупном слиянии. Как правило, показатели гипотетического объема прибыли использовались для сложных транзакций, и это обычно не рассматривалось как событие.

Все изменилось в 1990-х годах, когда компании обратили пристальное внимание на этот метод. Одной из важных побудительных причин было то, что компаниям стало труднее соответствовать высоким ожиданиям Уолл-стрит. А методика представления данных о гипотетическом объеме прибыли позволяла создавать более благоприятное впечатление о своей финансовой деятельности.

Итак, компания выпускает пресс-релиз, указывая в заголовке именно гипотетический объем прибыли, а не соответствующий показатель, рассчитанный на основе GAAP, что, в свою очередь, могло бы обусловить продолжение роста цен на ее акции.

После того как Enron буквально взорвалась изнутри , было высказано немало критических замечаний относительно целесообразности применения метода гипотетического определения объема прибыли. Серьезная проблема заключается в отсут-



f ah и iric -50

150 1йй


Jan 93

Jan 99

Jan 00

Jan 01

Jan 02

H Ur. I urns

Copur gh-t 2002 taboo1 In<

h+tp.-f narce yahoo.com/

/W 5/ Yahooпомпезно объявляет о гипотетическом объеме своей прибыли, а не о соответствующем показателе, рассчитанном на основе GAAP, который гораздо ниже гипотетического объема

ствии стандартов в этой области, поэтому каждая компания руководствуется своими критериями Например, Yahoo (которая в числе первых стала использовать эту практику) осуществляла расчет гипотетического объема прибыли таким образом, что этот показатель более чем на 30% превышал объем прибыли, рассчитанный на основе GAAP Как правило, эта компания вычитала из суммы объявленной прибыли расходы на приобретение интернет-компаний, а также сумму налога на прибыль от продажи принадлежащих сотрудникам компании опционов (рис 8 1)

Рассмотрим еще один пример Туристическая интернет-компания Expedia объявила, что впервые с момента своего создания в 2001 г. получила прибыль, но выражала ее в виде гипотетического объема При этом анализ данных, рассчитанных на основе GAAP, свидетельствовал о снижении курса ее акции на 37%

Спекулянт, работающий на понижение, внимательно изучит данные, относящиеся к гипотетическому объему прибыли В частности, рассмотрит следующие позиции



В заголовке пресс-релиза компании приводятся данные гипотетического объема, а не аналогичный показатель, рассчитанный на основе GAAP, И далее в документе мелкими буквами написано, что инвесторам не стоит фокусировать внимание на показателе объема прибыли, рассчитанного на основе GAAP.

Расхождение показателей. Сопоставьте гипотетический объем с показателем объема прибыли, рассчитанным на основе GAAP. Составляет ли расхождение между ними более 30%? Если да, то финансовое положение компании может оказаться хуже, чем на первый взгляд.

Резюме

Спекулянты, работающие на понижение, прекрасно понимают, что любая компания может без особого труда завысить сумму объявленной прибыли в отчете о прибылях и убытках. Некоторые могут даже объявить о солидной сумме прибыли, а потом - обанкротиться. Возможно, они слишком быстро одобряют полученную прибыль или завышают ее объем?

Существуют определенные методики, позволяющие определить, придерживается ли компания безответственного и непоследовательного метода бухучета Это в чем-то сродни работе детектива: вам придется собирать улики и разрабатывать версии. Вполне возможно, что у вас не будет 100%-ной уверенности в своих выводах, однако вы окажетесь в гораздо более выгодном положении по сравнению со многими инвесторами, которые принимают на веру приводимые в отчетах компаний финансовые показатели (в следующей главе мы рассмотрим отчет о движении денежных средств, в котором содержится информация, позволяющая выявить кандидатов на короткие продажи).



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 [ 69 ] 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119