Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 [ 93 ] 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119

дидатами на короткие продажи, это объясняется следующими причинами.

□ Вероятнее всего, компания не сможет воспользоваться услугами инвестиционного банка.

□ Или провести должную независимую проверку.

□ Окажется не в состоянии осуществить на необходимом уровне аналитическую работу.

□ Наконец, не получит достаточную поддержку на вторичном рынке.

Принимая все это во внимание, не стоит удивляться тому, что в случае непосредственного первоначального выпуска акций или осуществляемого мелкими андеррайтерами выпуска предложенные на рынок акции займут не очень сильные позиции на вторичном рынке. Вполне реальна ситуация, когда большое число покупателей новых акций сбрасывают принадлежащие им ценные бумаги для быстрого получения прибыли. После этого их стоимость начинает снижаться, в результате чего спекулянты, играющие на понижение, имеют возможность получить прибыль.

Период действия сроков запрета продажи

Одно из условий, предусмотренных соглашениями о первоначальном публичном предложении, представляет собой запрет на продажу принадлежащих сотрудникам компании-эмитента акций в течение полугода с момента первой эмиссии. Если бы это положение не включалось в соглашение, у инсайдеров могло бы возникнуть искушение осуществить демпинговую продажу своих акций с целью получения прибыли. А это могло бы стать причиной неоправданно сильного давления на их стоимость.

Однако по истечении срока запрета сотрудники компании-эмитента могут выбросить на рынок большое количество ее ценных бумаг. В этом случае цена на них, как правило, падает. Некоторые инвесторы специально отслеживают сроки запрета на продажу, и когда он наступает, продают в короткую принадлежащие им ценные бумаги компании.



Андеррайтер имеет право пересмотреть в сторону уменьшения сроки запрета на продажу для всех или некоторых инсайдеров . Если вы заметите, что это произошло, значит, ценные бумаги компании-эмитента можно рассматривать как кандидата на короткие продажи (сроки запрета на акции можно найти в проспекте компании или на специализированных сайтах, например, www.ipo.com, где отслеживается такая информация).

Анализ проспекта компании

При намерении осуществить первоначальное публичное предложение своих акций компания должна предоставить инвесторам свой проспект. Это не развлекательное чтиво, а документ, содержащий очень важную информацию*, которую компания обязана о себе предоставить участникам рынка.

Очень важен раздел, посвященный факторам риска. Ознакомившись с рядом проспектов, следует обратить внимание на повторяющиеся факторы риска. Зачастую формулировки различных компаний совпадают слово в слово. Дело в том, что их сочиняют предусмотрительные юрисконсульты компаний, выработавшие определенные клише. И тем не менее на нижеследующие риски, оговоренные в проспектах, стоит обратить внимание.

Участие в судебных разбирательствах может оказаться для руководства компаний делом изнурительным и дорогостоящим. Тем более что результат таких тяжб трудно предугадать: можно ли наверняка сказать, в чью пользу примет решение суд присяжных? Хотя все-таки судебные разбирательства для компаний - явление обычное. Для спекулянтов, играющих на понижение, интерес представляют только серьезные обвинения в адрес компаний: ответственность за качество продукции или загрязнение окружающей среды. Но даже если компания, в конечном счете, выиграет судебное дело, эта победа обойдется ей довольно дорого - причем не только в судебных издержках, но и в смысле отвлечения ресурсов менеджмента. А в то

* Проспект - это письменное предложение ценных бумаг с описанием условий займа, финансового положения и характера деятельности заемщика (при выпуске акций или облигационного займа) Такой документ должен быть зарегистрирован регулирующим органом, например SEC в соответствии с законом 1934 г.



время как одна компания судится, ее конкуренты уделяют повышенное внимание основным направлениям своей деятельности. Отвлечение сил, времени, финансовых средств компании может стать одним из факторов, привлекательных для спекулянтов, играющих на понижение.

Концентрация внимания компании на небольшом количестве клиентов. Обеспечение объема продаж компании за счет небольшого числа клиентов создает серьезную угрозу для ее доходной базы. Например, когда интернет-бум прекратился, многие IPO-компании лишились клиентской базы, поскольку другие интернет-компании обанкротились.

Пересмотр бизнес-модели. Некоторые компании склонны без особой необходимости пересматривать свою бизнес-модель. Это очень серьезный признак опасности. Сможет ли компания утвердиться в новом бизнесе? Что стало с инвестициями, направленными на капитализацию прежней бизнес-модели? Только получив ответы на подобные вопросы, можно понять, насколько сильны позиции компании на рынке.

Конкуренция. Как известно, на рынке ценных бумаг очень сильно развита конкуренция. Целесообразно поэтому обратить внимание на компанию, которая идет голова к голове с крупными конкурентами. Именно из-за этого прекратили существование во время обвала на технологическом рынке в 2000-2001 гг. многие ведущие телекоммуникационные компании.

Обратимся для примера к деятельности Covad, которая специализировалась на предоставлении услуг высокоскоростного доступа в Интернет (DSL). В январе 1999 г. эта компания с большой помпой осуществила первоначальное публичное предложение своих акций: их курс вырос с 18 до 30,25 доллара за каждую, а суммарно компании удалось мобилизовать 167,4 млн. Причем еще до этого она имела в своем активе в качестве венчурного капитала внушительную сумму в размере 152 млн долларов. Помимо этого, были заключены имеющие принципиально важное стратегическое значение соглашения с AT&T, Qwest и NEXTLINK. Вместе с тем дотошному инвестору при ознакомлении с проспектом компании удалось бы выявить серьезный фактор риска.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 [ 93 ] 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119