Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 [ 141 ] 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292

Старт м


Рис. 10.1. Сеть дорог для примера 10.1.1

Мы можем решить эту задачу посредством полного перебора всех маршрутов между узлами 1 и 7 (имеется пять таких маршрутов). Однако в большой сети полный перебор является неэффективным с вычислительной точки зрения.

Чтобы решить эту задачу с помощью методов динамического программирования, сначала разделим ее на этапы. Вертикальные пунктирные линии на рис. 10.2 очерчивают три этапа задачи. Далее выполняются вычисления для каждого этапа в отдельности.




Рис. 10.2. Декомпозиция задачи на три этапа

Общая задача состоит в вычислении кратчайших (постепенно накапливаемых) расстояний ко всем вершинам этапа с последующим использованием этих расстояний в качестве исходных данных для следующего этапа. Рассматривая узлы, относящиеся к первому этапу, замечаем, что каждый из узлов 2, 3 и 4 связан с начальным узлом 1 единственной дугой (рис. 10.2). Следовательно, для первого этапа имеем следующее.

Этап 1. Итоговые результаты.

Кратчайший путь к узлу 2 равен 7 миль (из узла 1).

Кратчайший путь к узлу 3 равен 8 миль (из узла 1).

Кратчайший путь к узлу 4 равен 5 миль (из узла 1).

Далее переходим ко второму этапу для вычисления кратчайших (накопленных) расстояний к узлам 5 и 6. Рассматривая узел 5 первым, из рис. 10.2 замечаем, что



10.1. Рекуррентная природа вычислений ДП

есть три возможных маршрута, по которым можно достичь узла 5, а именно (2, 5), (3, 5) и (4, 5). Эта информация вместе с кратчайшими расстояниями к узлам 2, 3, и 4 определяет кратчайшее (накопленное) расстояние к узлу 5 следующим образом.

Кратчайший

I = min

чпуть к узлу 5 I =2.з.4

Кратчайший (Расстояние от путь к узлу i J узла / к узлу 5, 7 + 12 = 19

8+ 8 = 16 5+ 7 = 12

Аналогично для узла 6 имеем следующее.

Кратчайший \( Кратчайший

= тЫ

путь к узлу 6) =3 4 И путь к узлу i

-12 (изузла4).

Расстояние от чузла ( к узлу 6

S+ 9 = 17 тт< ? = 17 (изузла3).

15+ 13 = 18 1

Этап 2. Итоговые результаты.

Кратчайший путь к узлу 5 равен 12 миль (из узла 4).

Кратчайший путь к узлу 6 равен 17 миль (из узла 3).

Последним шагом является третий этап. Конечный узел 7 можно достичь как из узла 5, так и 6. Используя итоговые результаты этапа 2 и расстояния от узлов 5 и 6 к узлу 7, получаем следующее.

Кратчайший4 путь к узлу 1 /

12 + 9 = 21 тт{ } = 21 (из узла 5).

17 + 6 = 23 v У

Этап 3. Итоговые результаты.

Кратчайший путь к узлу 7 равен 21 миле (из узла 5).

Приведенные вычисления показывают, что кратчайшее расстояние между узлами 1 и 7 равно 21 миле. Города, через которые проходит кратчайший маршрут, определяются следующим образом. Из итоговых результатов третьего этапа следует, что узел 7 связывается с узлом 5. Далее из итоговых результатов второго этапа следует, что узел 4 связывается с узлом 5. Наконец, из итоговых результатов первого этапа следует, что узел 4 связывается с узлом 1. Следовательно, оптимальным маршрутом является последовательность 1-> 4-* 5-* 7.

Теперь покажем, как рекуррентные вычисления динамического программирования можно выразить математически. Пусть Дх,-) - кратчайшее расстояние до узла х, на этапе /, d(xLljci) - расстояние от узла до узла дг,. Тогда / вычисляется на основе значений fLl с помощью следующего рекуррентного уравнения.

/(*,)= min {rf(*w,x,) + /,-i(*,-,)}. 1 = 1.2,3.

все допустимые L 1

I*.-! -x, )-маршругы

При / = 1 полагаем /0(*0) = 0. Это уравнение показывает, что кратчайшие расстояния f{x) на этапе i должны быть выражены как функции следующего узла дг,. В терминологии динамического программирования дг, именуется состоянием системы на этапе /.



В действительности состояние системы на этапе i- это информация, связывающая этапы между собой, при этом оптимальные решения для оставшихся этапов могут приниматься без повторной проверки того, как были получены решения на предыдущих этапах. Такое определение состояния системы позволяет рассматривать каждый этап отдельно и гарантирует, что решение является допустимым на каждом этапе.

Определение состояния системы приводит к следующему унифицированному положению.

Принцип оптимальности. На каждом этапе оптимальная стратегия определяется независимо от стратегий, использованных на предыдущих этапах.

Применение принципа оптимальности демонстрируется вычислениями из примера 10.1.1. Например, на этапе 3 мы используем кратчайшие пути к узлам 5 и 6 и не интересуемся, как эти узлы были достигнуты из узла 1.

УПРАЖНЕНИЯ 10.1

1. Решите задачу из примера 10.1.1, предполагая, что используются следующие длины маршрутов:

d(l, 2) = 5,(1,3) = 9,(1,4) = 8,

d(2, 5) = 10, rf(2, 6)= 17,

d(3, 5) = 4, d(3, 6)= 10,

d(4, 5) = 9, d(4, 6) = 9,

d(5, 7) = 8,

d(6,1) = 9.

2. Я - заядлый турист. Прошлым летом мы с другом отправились в пятидневный поход по прекрасным Белым Горам в штате Нью-Гемпшир. Мы решили ограничить наше путешествие территорией, на которой расположены три хорошо известные вершины: Вашингтон, Джефферсон и Адаме. Гора Вашингтон имеет шестимильную тропу от подножия до вершины. Аналогичные тропы гор Джефферсона и Адамса имеют длину 4 и 5 миль соответственно. Тропы, соединяющие подножия этих трех гор, имеют следующую длину: 3 мили между вершинами Вашингтона и Джефферсона, 2 мили между вершинами Джефферсона и Адамса и 5 миль между вершинами Адамса и Вашингтона. В первый день мы стартовали от подножия вершины Вашингтона и вернулись в эту же точку к концу пятого дня. Нашей целью было пройти как можно более длинный путь. Мы также решили подниматься каждый день только на одну вершину и располагаться лагерем у подножия той горы, на которую мы решили восходить на следующий день. Кроме того, мы решили, что не будем подниматься на одну и ту же вершину в течение двух дней подряд. Каким было расписание нашего похода?

10.2. РЕКУРРЕНТНЫЕ АЛГОРИТМЫ ПРЯМОЙ И ОБРАТНОЙ ПРОГОНКИ

В примере 10.1.1 вычисления проводились последовательно: от первого этапа до третьего. Такая последовательность вычислений известна как алгоритм прямой прогонки. Этот же пример может быть решен с помощью алгоритма обратной прогонки, в соответствии с которым вычисления проводятся от третьего этапа до первого.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 [ 141 ] 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292