Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 [ 189 ] 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292

Для игры, в которой игрок Л имеет т стратегий, а игрок В - только две, решение находится аналогично. Главное отличие состоит в том, что здесь строятся графики функций, представляющих ожидаемые платежи второго игрока, соответствующие чистым стратегиям игрока А. В результате ведется поиск минимаксной точки верхней огибающей построенных прямых.

УПРАЖНЕНИЯ 14.4.2

1. Решите графически игру с подбрасыванием монет из примера 14.4.2.

2. Робин часто ездит между двумя городами. При этом есть возможность выбрать один из двух маршрутов: маршрут А представляет собой скоростное шоссе в четыре полосы, маршрут В - длинную обдуваемую ветром дорогу. Патрулирование дорог осуществляется ограниченным числом полицейских. Если все полицейские расположены на одном маршруте, Робин с ее страстным желанием ездить очень быстро, несомненно, получит штраф в 100 долл. за превышение скорости. Если полицейские патрулируют на двух маршрутах в соотношении 50 на 50, то имеется 50 % -ная вероятность, что Робин получит штраф в 100 долл. на маршруте А и 30 % -ная вероятность, что она получит такой же штраф на маршруте В. Кроме того, маршрут В длиннее, поэтому бензина расходуется на 15 долл. больше, чем на маршруте А. Определите стратегию как для Робин, так и для полиции.

3. Решите графически следующие игры, в которых платежи выплачиваются игрокуА.

-3 4

4. Дана следующая игра двух лиц с нулевой суммой.

50,0

50,0

10,0

10,0

a) Проверьте, что смешанные стратегии с вероятностями (1/6,0,5/6) для игрока А и с вероятностями (49/54, 5/54, 0) для игрока В являются оптимальными, и определите цену игры.

b) Покажите, что цена игры равна

3 3



Решение матричных игр методами линейного программирования. Теория игр находится в тесной связи с линейным программированием, так как любую конечную игру двух лиц с нулевой суммой можно представить в виде задачи линейного программирования и наоборот. Дж. Данциг [3] отмечает, что, когда в 1947 году создатель теории игр Дж. фон Нейман впервые ознакомился с симплекс-методом, он сразу установил эту взаимосвязь и обратил особое внимание на концепцию двойственности в линейном программировании. Этот раздел иллюстрирует решение матричных игр методами линейного программирования.

Оптимальные значения вероятностей xt, i = 1, 2, т, игрока А могут быть определены путем решения следующей максиминной задачи.

т т т

/=1 (=1 ,=1

х1 + х2 + ... +хт = 1, х. > 0, i=l, 2.....т.

Чтобы сформулировать эту задачу в виде задачи линейного программирования, положим

v = min £Xi-*/.Zai!*- -Zfll .jr.-

Отсюда вытекает, что

Za*.-v- у=1.2,..-, л.

Следовательно, задача игрока А может быть записана в виде

максимизировать z = v

при ограничениях

v-Vi -0 7 = 1-2,..../!,

х, + х2 + ... + хт = 1,

х, > О, i = l, 2, т,

v не ограничена в знаке. Отметим последнее условие, что цена игры v может быть как положительной, так и отрицательной.

Оптимальные стратегии yv у2, уп игрока В определяются путем решения задачи

limax ZX-IX.....1ХЛ

mm j max

y>0, /-1,2.....re.

Используя процедуру, аналогичную приведенной выше для игрока А, приходим к выводу, что задача для игрока В сводится к следующему.

Минимизировать w - v

при ограничениях

ZV,0 = 1.2...., п

у,+у2+ ... +(/ = !,

7 = 1



i/.>0, ; = 1, 2, п,

v не ограничена в знаке.

Две полученные задачи оптимизируют одну и ту же (не ограниченную в знаке) переменную и, которая является ценой игры. Причиной этого служит то, что задача игрока В является двойственной к задаче игрока А (вам предлагается доказать это утверждение в упражнении 14.4.3.5, используя определение двойственности из главы 4). Это означает, что оптимальное решение одной из задач автоматически определяет оптимальное решение другой.

Пример 14.4.4

Решим следующую матричную игру методами линейного программирования.

Минимумы строк

Максимумы столбцов

Значение цены игры v находится между -2 и 2. Задача линейного программирования для игрока А

Максимизировать z = v

при ограничениях

v - Зхг + 2х2 + Ъх3 < О, v + - 4х2 + 6х3 < О, v + 3x1+x2-2x3<0,

xv х2, х3 > О,

v не ограничена в знаке. Оптимальным решением является = 0,39, х2 = 0,31, х, = 0,29 и v = -0,91. Задача линейного программирования для игрока В

Минимизировать z = v

при ограничениях

о-3у,+у2 + 3у3>0, v + 2yx-Ayt+yt>0, и + 5у, + 6у2-2у3>0,

v не ограничена в знаке. Оптимальным решением является у, = 0,32, у2 = 0,08, у3 = 0,60 и v = -0,91.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 [ 189 ] 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292