Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 [ 200 ] 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292

На рис. 16.6 S = у и величина s (< S) определяются из уравнения

M{C(s)} = M{C(S)\=K + M{C(S)}, s<S.

(Отметим, что это уравнение имеет и другое решение st > S, которое не рассматривается.)

Задача формулируется следующим образом. Какое количество продукции необходимо заказывать, если наличный запас перед размещением заказа составляет х единиц? Ответ на этот вопрос рассматривается по отдельности при выполнении следующих условий.

1. x<s.

2. s<x<S.

3. x>S.

Ситуация 1 (х < s). Так как в наличии имеется х единиц продукции, соответствующие издержки содержания запаса составляют М{С(х)}. Если заказывается любое дополнительное количество продукции у - х (у > х), то соответствующие затраты при заданной величине у равны величине М{С(у)}, которая учитывает стоимость К размещения заказа. Из рис. 16.6 следует, что

min М {С(у)} = М {C(S)} < М {С(х)}.

Следовательно, оптимальной стратегией управления запасами в этом случае будет заказ bS - х единиц.

Ситуация 2 (s < х < S). Из рис. 16.6 видно, что

M{C(x)}<mmM{C(y)) = M{C(S)}.

Следовательно, в данном случае дополнительных затрат не возникает, если новый заказ не размещается. Поэтому у = х.

Ситуация 3 (х > S). Из рис. 16.6 видно, что при у > х

М{С(х)}<М{С(у)\.

Это неравенство показывает, что в данном случае экономнее будет не размещать заказ, т.е. у = х.

Описанная стратегия управления запасами, часто именуемая (з-5)-стратегией, определяется следующим правилом.

Если х < s, делать заказ объемом S - х,

если х > s, заказывать не следует.

Оптимальность (я-5)-стратегии следует из того, что соответствующая функция затрат является выпуклой. Если это свойство не выполняется, данная стратегия перестает быть оптимальной.

Пример 16.2.2

Дневной спрос на продукцию в течение одного периода удовлетворяется мгновенно в начале периода. Спрос является случайной величиной, равномерно распределенной от 0 до 10 единиц. Стоимость хранения единицы продукции на протяжении периода равна 0,50 долл., а штраф за дефицит единицы продук-



ции- 4,50 долл. Стоимость единицы продукции равна 0,50 долл., стоимость размещения заказа - 25 долл. Необходимо определить оптимальную стратегию заказа продукции.

Определим сначала у . Имеем

р-с 4,5-0,5

= 0.8.

Так как

р + п 4,5 + 0,5

p{D<y}= \±-dD = ±

1 ho if

то 5 = у =8.

Ожидаемое значение функции затрат определяется следующим образом. M{C(y)} = 0.5(y-x) + 0.5j-l(y-D)rfD + 4,51}(D-y)rfD =

= 0,25у:-4у + 22,5-0.5*. Величина s определяется из уравнения

M{C(s)} = K + M{C(S)}.

Отсюда получаем

0,25s2 - 4s + 22,5 - 0,5* = 25 + 0,2552 - 45 + 22,5 - 0,5*. При 5 = 8 это уравнение сводится к виду

У-165 - 36 = 0.

Решением данного уравнения является s = -2 и 5=18. Значение 5 = 18 (превышающее 5) следует отбросить. Так как оставшееся значение является отрицательным (= -2), то 5 не имеет допустимого значения. Следовательно, оптимальной стратегией является отказ от размещения заказа (рис. 16.7). Такая ситуация обычно возникает тогда, когда функция затрат является плоской или когда затраты на размещение заказа превышают другие затраты модели.

М{С(е)}


Рис. 16.7. Оптимальная стратегия размещения заказа для примера 16.2.2



УПРАЖНЕНИЯ 16.2.2

1. Определите оптимальную стратегию управления запасами для ситуации, описанной в примере 16.2.2, если предположить, что стоимость размещения заказа составляет 5 долл.

2. Пусть в одноэтапной модели, рассмотренной в разделе 16.2.1, необходимо максимизировать прибыль, при этом следует учитывать стоимость размещения заказа К. Постройте формулу для ожидаемого значения прибыли и определите оптимальный объем заказа, используя при этом информацию из раздела 16.2.1 и предполагая, что стоимость продажи единицы продукции равна г. Решите задачу при следующих данных (все величины в долл.): г= 3, с = 2, р = 4, h = 1 w. К = 10. Плотность вероятности спроса является постоянной на интервале [0, 10].

3. Решите упражнение 16.2.1.5, предполагая, что доставка орехов связана с постоянными затратами в 10 долл.

16.3. МНОГОЭТАПНЫЕ МОДЕЛИ

В этом разделе рассматривается многоэтапная модель без учета стоимости размещения заказа. Кроме того, в модели предусматривается возможность задолженности и нулевое время поставки. Предполагается также, что спрос D в каждый период описывается стационарной (независящей от времени) плотностью вероятности /(£>).

В многоэтапной модели учитывается приведенная стоимость денег. Если or(< 1) - коэффициент дисконтирования (процент скидки) для одного этапа, то сумма А спустя п этапов будет эквивалентна сумме dA в настоящий момент.

Предположим, что планирование охватывает п этапов, и неудовлетворенный спрос может оставаться таковым лишь на протяжении одного этапа. Пусть Ft(xt) - максимальная суммарная ожидаемая прибыль для этапов от i до п, определенная при условии, что xt - уровень имеющегося запаса перед размещением заказа на t-м этапе.

Используя обозначения из раздела 16.2 и предполагая, что г- удельный доход от реализации единицы продукции, сформулируем задачу управления запасами в виде следующей задачи динамического программирования (см. главу 15).

F,(лс,) = тах{-с(у, -x,)+§ rD-h{yi-D)]f{D)dD +

0

+ )[ryi+ar(D-yi)-p{D~yi)]f(D)clD +

+ a\FM{yi-D)f{D)dD), i = 1.2.....л,

где F +/(j/ - D) = 0. Величина xt может принимать отрицательные значения, так как неудовлетворенный спрос может накапливаться. Величина ar(D - у) включена во второй интеграл, поскольку D- yt представляет собой неудовлетворенный спрос на t-м этапе, который должен быть удовлетворен на этапе i + 1.

Задачу можно решить рекуррентно методами динамического программирования. Если число этапов является бесконечным, приведенное выше рекуррентное уравнение сводится к следующему.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 [ 200 ] 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292