Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 [ 220 ] 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292

17.7. Модель (M/G/1): (GD/oo/oc). Формула Поллачека-Хинчина

На основании данных примера 17.6.2 имеем, что Л = Л = 4 автомобиля в час. Время обслуживания является постоянным, так что М{/} = 10/60 = 1/6 часа и D{t) = 0. Следовательно,

4 - +

6) 2(, 4

,333 автомобилей,

L = 1,333-[-1 = 0,667 автомобиля,

, 1,333

Ws = --= 0,333 часа,

0,667

W=--= 0,167 часа.

* 4

Интересно отметить, что, несмотря на то, что интенсивности как поступления клиентов, так и обслуживания в рассматриваемой модели такие же, как и в пуассонов-ском случае из примера 17.6.2 (Я = 4 автомобиля в час и р = 1/M{t} = 6 автомобилей в час), среднее время ожидания в рассматриваемом случае меньше, так как время обслуживания является постоянным, о чем свидетельствует следующая таблица.

(М/М/1): (GD/qoH (M/D/1): (GD/qo/°q)

Ws (часы) 0,5 0,333

И/, (часы) 0,333 0,167

В этих результатах есть смысл, поскольку постоянное время обслуживания подразумевает большую определенность в функционировании системы.

УПРАЖНЕНИЯ 17.7

1. В примере 17.7.1 вычислите процент времени, когда оборудование простаивает.

2. Решите задачу из примера 17.7.1, предположив, что распределение времени обслуживания задается следующим образом.

a) Равномерное на интервале от 8 до 20 мин.

b) Нормальное с р= 12 минут и а- 3 мин.

c) Дискретное со значениями, равными 4, 8 и 15 мин., и вероятностями 0,2, 0,6 и 0,2 соответственно.

3. Фирма устанавливает деревянные крыши в новых и старых жилых домах в штате Арканзас. Будущие клиенты обращаются за услугами фирмы случайным образом с интенсивностью 9 работ за месяц (30 дней) и заносятся в очередь в соответствии с принципом первым пришел- первым обслуживаешься . Дома отличаются своими размерами, но есть основания утверждать, что площади крыш равномерно распределены между 150 и 300 кв. единицами (1 кв. единица = 100 кв. футов). Рабочая бригада за день может выполнить работы на 75 кв. единицах площади крыши. Определите следующие показатели.

a) Среднее количество невыполненных заказов по установке крыш.

b) Среднее время, которое клиент вынужден ждать до завершения установки крыши.



с) Если рабочая бригада за день сможет выполнить работы на 150 кв. единицах площади крыш, как это повлияет на среднее время ожидания завершения установки крыши?

4. Фирма Оптика изготавливает очки в соответствии с рецептами, которые получает от своих клиентов. Каждый рабочий специализируется на изготовлении определенных типов очков. Фирма испытывает некоторые затруднения с изготовлением бифокальных и трифокальных типов очков. Рабочие получают 30 заказов на восьмичасовой рабочий день. Время изготовления очков по рецепту нормально распределено с математическим ожиданием 12 мин. и стандартным отклонением 3 мин. Затем рабочий проверяет очки, затрачивая на это от 2 до 4 мин. С равномерным распределением соответствующего времени, после чего может приступить к выполнению нового заказа. Определите следующие показатели.

a) Процент времени простоя рабочего.

b) Среднее количество невыполненных заказов на изготовление бифокальных и трифокальных типов очков.

c) Среднее время выполнения заказа.

5. Изделие поступает на обработку в соответствии с распределением Пуассона с интенсивностью одно изделие в единицу времени. Обработка изделия требует выполнения двух последовательных операций, за которыми следит один рабочий. Для выполнения первой операции используется полуавтоматический станок, который выполняет свои операции точно за 28 мин. На второй операции осуществляются незначительные изменения и регулировка, и время ее выполнения зависит от качества изделия после первой операции. Время выполнения второй операции равномерно распределено на интервале от 3 до 6 мин. Так как выполнение каждой операции требует полного внимания рабочего, нельзя начать обработку нового изделия на полуавтоматическом станке до тех пор, пока не будет выполнена вторая операция для обрабатываемого изделия.

a) Определите количество изделий, ожидающих обработки на полуавтоматическом станке.

b) Чему равен процент времени простоя рабочего?

c) Сколько в среднем требуется времени для обработки изделия обеими операциями?

6. Модель (M/D/l): (GD/oo/oo). Покажите, что для ситуации, когда время обслуживания постоянно (в этом случае D{t) = 0), формула Поллачека-Хинчина принимает следующий вид:

где р = Я/р = ЯМЩ ир = 1/M{t).

7. Модель (М/Ет/1): (GD/oo/oo). Время обслуживания подчиняется распределению Эрланга с параметрами т и (здесь M{t] = m/pnD{t} = т/р). Покажите, что в данном случае формула Поллачека-Хинчина принимает такой вид:


Ls = wp +

и(1 +т)р2 2(1-mp)

Покажите, что формула Поллачека-Хинчина сводится к формуле для L$ в модели (М/М/1): (GD/oo/oo), когда время обслуживания подчиняется экспоненциальному закону с математическим ожиданием 1 /р единиц времени.



9. Пусть в системе обслуживания с с параллельными сервисами клиенты прибывают в соответствии с распределением Пуассона со средней интенсивностью Я. Прибывающие клиенты распределяются между сервисами (занятыми или свободными) на основе строгого чередования.

a) Найдите распределение времени между последовательными поступлениями клиентов.

b) Предположите, что прибывающие клиенты случайным образом распределяются между с сервисами с вероятностями at, at>0,i=l, 2, с и а, + аг+ ... + а. = 1. Найдите распределение времени между последовательными поступлениями клиентов.

17.8. ДРУГИЕ МОДЕЛИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В предыдущих разделах основное внимание было сосредоточено на пуассонов-ских системах массового обслуживания. Однако в литературе по теории массового обслуживания рассматривается множество других моделей. В частности, системы массового обслуживания с приоритетами и системы обслуживания непуассонов-ского типа составляют существенную часть соответствующей научной литературы. С такими моделями можно познакомиться в большинстве специальных книг по теории массового обслуживания.

17.9. МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Уровень обслуживания в системе является функцией интенсивности обслуживания р и количества с параллельно работающих сервисов. В этом разделе рассматриваются две модели принятия решений для определения подходящих уровней обслуживания для систем массового обслуживания: 1) модель со стоимостными характеристиками и 2) модель предпочтительного уровня обслуживания. В обеих моделях более высокий уровень обслуживания подразумевает уменьшение времени ожидания в системе. В этих моделях для поиска равновесия между конфликтующими факторами (уровнем обслуживания и временем ожидания в системе) используются функциональные показатели обслуживающей системы, которые получены ранее для различных моделей.

17.9.1. Модель со стоимостными характеристиками

Модели со стоимостными характеристиками стремятся уравновесить два конфликтующих стоимостных показателя.

1. Затраты на обслуживание.

2. Потери, обусловленные задержками в предоставлении услуг (время ожидания клиента).

Эти два вида затрат конфликтуют между собой, так как увеличение одного из них автоматически ведет к уменьшению другого и наоборот (см. рис. 17.1).

Пусть уровень обслуживания представляет переменная х, равная рили с. Тогда модель со стоимостными характеристиками можно представить в следующем виде:

СОС(х) = СТС(х) + СТО(х),



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 [ 220 ] 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292