Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 [ 233 ] 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292

Прибытие клиента 2 в момент Т = 42,48. Третий клиент прибудет в момент времени

Т = 42,48 + [-15 1п(0,4799)] = 53,49 мин.

Так как средство обслуживания свободно, начинается обслуживание второго клиента, и система объявляется занятой. Второй клиент оставит систему в момент времени

Т = 42,48 + (10 + 5 х 0,9486) = 57,22 мин.

Список будущих событий изменяется следующим образом.

Время т

Событие

53,49

Приход клиента 3

57,22

Уход клиента 2

Прибытие клиента 3 в момент Т = 53,49. Клиент 4 прибудет в момент времени

Т = 53,49 + [-15 1п(0,6139)] = 60,81 мин.

Так как система в это время занята (она занята до Т = 57,22), третий клиент помещается в очередь в момент Т - 53,49. Откорректированный список будущих событий принимает следующий вид.

Время Г

Событие

57,22

Уход клиента 2

60,81

Приход клиента 4

Уход клиента 2 в момент Т = 57,22. Клиент 3 покидает очередь для начала обслуживания. Время его ожидания в очереди равно

W3 = 57,22 - 43,22 = 3,73 мин.

Время ухода (время окончания обслуживания) третьего клиента:

Т = 57,22 + (10 + 5 х 0,5933) = 70,19 мин.

Список будущих событий принимает следующий вид.

Время т

Событие

60,81

Приход клиента 4

70,19

Уход клиента 3

Прибытие клиента 4 в момент Т = 60,81. Клиент 5 прибудет в момент времени

Т = 60,81 + [-15 1п(0,9341)] = 61,83 мин.

Так как система занята до Т = 70,19, четвертый клиент помещается в очередь. Откорректированный список будущих событий принимает следующий вид.

Время 7

Событие

61,83

Приход клиента 5

70,19

Уход клиента 3

Приход клиента 5 в момент Т = 61,83. Поскольку наша имитация ограничивается пятью клиентами, время прибытия шестого клиента генерировать не будем.



Так как средство обслуживания в момент прихода клиента 5 занято, он в момент времени Т = 61,83 помещается в очередь. Имеем список будущих событий.

Время т

Событие

70,19

Уход клиента 3

Уход клиента 3 в момент Т = 70,19. Первый клиент в очереди (клиент 4) начинает обслуживаться. Его время ожидания в очереди составляет

W4 = 70,19 - 60,81 = 9,38 мин.

Время ухода клиента 4:

Т = 70,19 + (10 + 5 х 0,1782) = 81,08 мин. Откорректированный список будущих событий принимает такой вид.

Время т

Событие

81,08

Уход клиента 4

Уход клиента 4 в момент Т = 81,08. Клиент 5 начинает обслуживаться. Его время ожидания в очереди составляет

W5 = 81,08 - 61,83 = 19,25 мин. Время ухода клиента 5:

Т = 81,08 + (10 + 5 х 0,3473) = 92,82 мин. Откорректированный список будущих событий принимает такой вид.

Время т

Событие

92,82

Уход клиента 5

Уход клиента 5 в момент Т = 92,82. Клиентов в системе (в очереди и на обслуживании) больше нет. Имитация заканчивается.

На рис. 18.8 показаны изменения длины очереди и использование сервиса (занятость системы) как функции времени имитации.

Длина очереди и занятость системы (т.е. парикмахера) являются переменными, зависящими от времени. Поэтому их средние значения вычисляются следующим образом.

(Среднее значение переменнойЛ Площадь под кривой зависящей от времени ) Период имитации

Применяя эту формулу для данных, показанных на рис. 18.8, получаем Средняя длина очереди = (А, + А2)/92,82 = 32,36/92,82 = 0,349 (клиента), Средняя занятость системы = (А3 + А4)/92,82 = 63,71/92,82 = 0,686 (парикмахера).

Среднее время ожидания в очереди является переменной, зависящей от количества происшедших событий, и ее значение вычисляется по формуле

( Среднее значение переменной, Сумма наблюдений зависящей от количества событий) Количество событий

Из рис. 18.8 видно, что площадь под кривой длины очереди в действительности равна сумме времен ожидания трех клиентов, которые формировали очередь. Поэтому

W, + W2 + W3 + Wt + Ws = 0 + 0 + 3,73 + 9,38 + 19,25 = 32,36 мин.



Среднее время ожидания в очереди равно

W= 32,36/5 = 6,47 мин.

Длина очереди

Wc

Лг= 28,63 I

О 10 Занятость системы

20 30 40 50 60 70 80 90

- ?i4

V-Чг-

-к- ft-f*

-*4-+-*s-H

4=13,37 1

1 1

At = 50,34 1 1 1 1 1

0 10

30 40

60 70

80 90

Рис. 18.8. Изменение длины очереди и использование сервиса во времени имитации

УПРАЖНЕНИЯ 18.5.1

1. Предположим, что в парикмахерской, о которой шла речь в разделе 18.5.1, работают два парикмахера, и клиенты обслуживаются согласно принципу первым пришел - первым обслуживаешься . Предположим также, что время стрижки является случайной величиной, равномерно распределенной на интервале от 15 до 30 мин.; время между приходом клиентов распределено по экспоненциальному закону с математическим ожиданием 10 мин. Смоделируйте вручную работу системы на протяжении 75 единиц времени. Из полученных результатов имитации определите среднее время ожидания клиента, среднее число ожидающих клиентов и среднюю занятость парикмахеров. Используйте случайные числа из табл. 18.1.

2. Классифицируйте следующие переменные как зависящие либо от количества событий, либо от времени.

a) Время отказа электронного прибора.

b) Объем запаса некоторого изделия.

c) Объем заказа на некоторый товар, внесенный в инвентарную опись.

d) Количество бракованных изделий в партии.

e) Время, необходимое для оценки результатов теста.

f) Количество автомобилей на стоянке агентства по прокату автомобилей.

3. Следующая таблица представляет изменение числа ожидающих в очереди клиентов в зависимости от времени имитации.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 [ 233 ] 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292