Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 [ 240 ] 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292

/ (/) = max {vf},

/.(*) = maxjtf + af>*/ +l(y)J, = 1,2, ...,/V-l.

УПРАЖНЕНИЯ 19.2

1. Фирма ежегодно оценивает положение со сбытом одного из видов своей основной продукции и дает ему удовлетворительную (состояние 1) или неудовлетворительную оценку (состояние 2). Необходимо принять решение о целесообразности рекламирования этой продукции в целях расширения ее сбыта. Приведенные ниже матрицы Р1 и Р2 определяют переходные вероятности при наличии рекламы и без нее в течение любого года. Соответствующие доходы заданы матрицами R1 и R2. Найдите оптимальные решения для последующих трех лет.

10,6

0,7 0,2

0, 0,4

0,3 0,8

-1 -3

Компания может провести рекламную акцию с помощью одного из трех средств массовой информации: радио, телевидения или газеты. Недельные затраты на рекламу с помощью этих средств оцениваются в 200, 900 и 300 долл. соответственно. Компания оценивает недельный объем сбыта своей продукции по трехбалльной шкале как удовлетворительный (1), хороший (2) и отличный (3). Ниже указаны переходные вероятности, соответствующие каждому из трех средств массовой информации.

0,4 0,1 1,0,1

Радио 2 3 0,5 0,0 0,7 0,2 0,2 0,7

Телевидение 1 2 3 0,2 0,6 0,7

0,7 0,3 ,0,1

0,0 0,1 0,2

(0,2 0 0

Газета 2 3 0,5 0,7 0,2

0,3 0,3 0,8

Соответствующие недельные доходы (в тыс. долл.) равны следующему.

Радио 400 520 600 ! 300 400 700 200 250 500,

Телевидение 1000 1300 1600 800 1000 1700 600 700 1100

Газета Г 400 530 710 ! 350 450 800 250 400 650

Найдите оптимальную стратегию рекламы для последующих трех недель.

3. Задача управления запасами. Магазин электротоваров в целях быстрого удовлетворения спроса покупателей на холодильники может размещать заказы в начале каждого месяца. Каждое размещение заказа приводит к постоянным затратам в 100 долл. Затраты на хранение одного холодильника в течение месяца равны 5 долл. Потери магазина при отсутствии холодильников оцениваются в 150 долл. за каждый холодильник в месяц. Месячный спрос на холодильники задается следующим распределением вероятностей.



Спрос х

Магазин реализует следующую стратегию: максимальный уровень запаса не должен превышать двух холодильников в течение любого месяца.

a) Определите переходные вероятности при различных альтернативах решения этой задачи.

b) Определите ожидаемые месячные затраты на хранение запаса как функцию состояния системы и альтернативных решений.

c) Определите оптимальную стратегию размещения заказов на последующие 3 месяца.

4. Выполните задания предыдущего упражнения, предполагая, что плотности вероятностей спроса на следующий квартал определяются значениями из следующей таблицы.

Месяц

Спрос, х

19.3. МОДЕЛЬ С БЕСКОНЕЧНЫМ ЧИСЛОМ ЭТАПОВ

Существует два метода решения задачи с бесконечным числом этапов. Первый метод основан на переборе всех возможных стационарных стратегий в задаче принятия решений. Этот подход, по существу, эквивалентен методу полного перебора, и его можно использовать только тогда, когда общее число стационарных стратегий с точки зрения практических вычислений достаточно мало. Второй метод, называемый методом итераций по стратегиям, как правило, более эффективен, так как определяет оптимальную стратегию итерационным путем.

19.3.1. Метод полного перебора

Предположим, что в задаче принятия решений имеется S стационарных стратегий. Пусть РиК - матрицы переходных (одношаговых) вероятностей и доходов, соответствующие применяемой стратегии, 8 = 1,2, S. Метод перебора включает следующие действия.

Шаг 1. Вычисляем v, - ожидаемый доход, получаемый за один этап при стратегии s для заданного состояния I, i = 1, 2.....т.

Шаг 2. Вычисляем п - долгосрочные стационарные вероятности матрицы переходных вероятностей Р, соответствующие стратегии s. Эти вероятности (если они существуют) находятся из уравнений



где я*=(я;,я2,...Х).

Шаг 3. Вычисляем по следующей формуле Е ожидаемый доход за один шаг (этап) при выбранной стратегии s.

Шаг 4. Оптимальная стратегия s* определяется из условия, что

Е =тах{Е}.

Проиллюстрируем этот метод на примере задачи садовника при бесконечном горизонте планирования.

Пример 19.3.1

В задаче садовника имеется восемь стационарных стратегий, представленных в следующей таблице.

Стационарная стратегия, s

Действия

Не применять удобрения вообще

Применять удобрения независимо от состояния почвы

Применять удобрения, если почва находится в состоянии 1

Применять удобрения, если почва находится в состоянии 2

Применять удобрения, если почва находится в состоянии 3

Применять удобрения, если почве находится в состоянии 1 или 2

Применять удобрения, если почва находится в состоянии 1 или 3

Применять удобрения, если почва находится в состоянии 2 или 3

Матрицы Р5 и R1 для стратегий от 3 до 8 получаются из аналогичных матриц для стратегий 1 и 2. Таким образом, имеем

0,5 0,3Ч

0,5 0,5

0 1 ,

0,6 0,1

Р2 =

0,6 0,3

, R2

,0,05

0,4 0,55,

3

0,6 0,Г

Р3 =

0,5 0,5

R3 =

0,5 0,3N

Р4 =

0,6 0,3

R4 =

0 1 ,



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 [ 240 ] 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292