Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 [ 68 ] 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292

MODEL:

TITLE: Transportation model, Example 5.3-1; SETS:

from/SI S2 S3/:supply; to/Dl D2 D3 D4/:demand; route (from, to) :cost, ship; ENDSETS

MIN=0SUM(route (I, J) .-cost (I, J) *ship(l,J)) ; !subject to; 0FOR (

to(J):0SUM(from(I):ship(I,J))=demand(J) ) ;

@FOR (

from (I) :@SUM(to (J) : ship (I, J) )=supply(I) ) ;

DATA:

supply=15 25 10; demand=5 15 15 15; cost=10 2 20 11 12 7 9 20 4 14 16 18; ENDDATA END

Рис. 5.7. Решение транспортной задачи в программе LINGO

Таблица 5.26

2. В транспортной модели (табл. 5.27) суммарный спрос превышает общий объем предложений. Пусть штрафы за необеспеченный единичный спрос составляют 5 долл. для первого пункта назначения, 3 - для второго и 2 - для третьего.

a) Используя начальное решение, полученное методом наименьшей стоимости, найдите оптимальное решение.

b) Решите задачу с помощью средства Excel Поиск решения.

c) Решите задачу с помощью программы LINGO.

Таблица 5.27

5 1 7

6 4 6 3 2 5 75 20 50

3. Пусть в транспортной модели из предыдущего упражнения штрафы не назначаются, но спрос третьего пункта назначения должен быть выполнен полностью. Найдите оптимальное решение в программах a) TORA, b) Excel, с) LINGO.

10 80 15



4. В несбалансированной транспортной модели (табл. 5.28) стоимость хранения единицы груза, не отправленного из первого, второго и третьего пунктов отправления, составляет соответственно 5, 4 и 3 долл. Найдите оптимальное решение, если из второго пункта отправления груз должен быть вывезен полностью. Для получения начального решения используйте метод Фогеля.

Таблица 5.28

1 2 1 3 4 5

2 3 3 30 20 20

5. Пусть в транспортной модели размерностью 3x3 через хц обозначено количество грузов, перевозимых из пункта отправления i в пункт назначения

а через ctj - стоимость перевозки. Объемы грузов в первом, втором и третьем пунктах отправления равны соответственно 15, 30 и 85 единиц. Спрос в первом, втором и третьем пунктах назначения составляет 20, 30 и 80 единиц соответственно. Предположим, что начальное решение, полученное методом северо-западного угла, оптимально со следующими значениями потенциалов: их = -2, и2 = 3, и3 = 5, и, = 2, v2 = 5 и v3 = 10.

a) Найдите оптимальную стоимость транспортных расходов.

b) Определите наименьшие значения ctj для всех небазисных переменных, сохраняющих оптимальность решения, полученного методом северозападного угла.

6. В табл. 5.29 показано вырожденное базисное решение некой транспортной задачи. Пусть этому решению соответствуют следующие значения потенциалов: и, = 1, и2 = -1, и, = 2, Dj = 2hds= 5. Стоимости перевозок для всех нулевых (базисных и небазисных) переменных хц представим в виде

с,. = / + ;9, -с < 0 < сю.

Таблица 5.29

10 20 20

20 40 30

a) Найдите значение целевой функции, если данное решение оптимально.

b) Укажите значения параметра 0, гарантирующие оптимальность данного решения. (Совет. Определите местоположение нулевых базисных переменных.)

7. Дана следующая задача.

т п

Минимизировать z = c,y*,y ;=i }-\

при выполнении ограничений



> >г> у = 1,2,..., и,

хц > 0, для всех i и у.

Логично предположить, что оптимальное решение обращает первое или второе множество неравенств в равенства (в зависимости от того, будет ли выполняться неравенство я,>6уили 2e, <fy). Контрпример, опровергающий это предположение, представлен в табл. 5.30.

Таблица 5.30

1 1 2 6 5 1

2 7 1

Покажите, что данное предположение приводит к оптимальному решению хи = 2, х12 = 3, х22 = 4, лг23 = 2, дающему 2 = 27 долл., которое хуже решения хи = 2, х12 = 7, лг23 = 6 с г = 15 долл.

5.3.4. Интерпретация метода потенциалов как симплекс-метода

Связь метода потенциалов с симплекс-методом основывается на соотношениях двойственности задач ЛП (раздел 4.2). Исходя из специальной структуры транспортной задачи (обратитесь к примеру 5.5.1, где показано, как транспортную задачу представить в виде стандартной задачи ЛП), двойственная ей задача будет записана в следующем виде.

Максимизировать z = а,и, + bJvj

при ограничениях

и. + у < cti для всех i и ui и v. - свободные переменные,

а - предложение (объем грузов) пункта отправления i, Ь - спрос (заявка на грузы) пункта назначения

с - стоимость перевозки единицы груза из пункта отправления i в пункт назначения

ut - двойственная переменная, соответствующая ограничению на предложение пункта отправления i,

vj - двойственная переменная, соответствующая ограничению на спрос пункта назначения /.

Из формулы 2 раздела 4.2.4 следует, что коэффициент при переменной х в выражении целевой функции должен быть равен разности между левой и правой частями соответствующего ограничения двойственной задачи, т.е. величине ut + v - су. Но как мы уже знаем, эта величина должна быть равной нулю для каждой базисной переменной. Другими словами, для этих переменных должно выполняться равенство ut + v = ctj. Имея т + п - 1 таких равенств и ре-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 [ 68 ] 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292