Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 [ 77 ] 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292

5. Предположим, что в предыдущей задаче (рис. 6.8) все добывающие платформы разбиты на две группы в зависимости от давления газа в скважинах: к группе с высоким давлением газа относятся платформы 2, 3, 4 и 6, с низким давлением - 5, 7, 8 и 9. Из-за разницы в давлении газопроводы от платформ разных групп нельзя соединять между собой. В то же время газопроводы от этих групп могут подсоединяться к приемному пункту через платформу 1. Определите минимальную сеть трубопроводов для данной ситуации.

6. Компания производит 15 типов изделий на 10 станках. Она планирует сгруппировать станки так, чтобы минимизировать несходство операций, выполняемых на каждой группе станков. Мерой несходства между станками i и у служит величина d,., вычисляемая по формуле

где пц - количество изделий, обрабатываемых как на станке i, так и на станке у, тц - количество изделий, обрабатываемых только на станке i или только на станке у.

В следующей таблице показано, изделия каких типов на каких станках обрабатываются.

Станок

Типы изделий

2, 3, 7, 8, 9, 12, 13, 15

3, 5, 10, 14

2, 7, 8,11,12,13

3, 5, 10, 11, 14

1,4, 5, 9, 10

2, 5, 7, 9, 10

3, 4, 15

4, 10

3, 8, 10, 14, 15

a) Сформулируйте данную задачу как сетевую.

b) Покажите, что разбить множество станков на группы можно, решив задачу нахождения минимального остовного дерева.

c) Решите данную задачу для разбиения станков на две и три группы.

6.3. ЗАДАЧА ПОИСКА КРАТЧАЙШЕГО ПУТИ

Данная задача состоит в определении в транспортной сети кратчайшего пути между заданными исходным пунктом и пунктом назначения. Такую модель можно использовать для описания разнообразных ситуаций, как показано в следующем разделе.



Пример 6.3.1. Замена оборудования

Компания по прокату автомобилей разрабатывает план по обновлению парка своих машин на следующие пять лет (2001-2005 гг.). Каждый автомобиль должен проработать не менее одного и не более трех лет. В следующей таблице приведена стоимость замены автомобиля в зависимости от года покупки и срока эксплуатации.

Стоимость замены (долл.) в зависимости от срока эксплуатации

Год покупки

2001

4000

5400

9800

2002

4300

6200

8700

2003

4800

7100

2004

4900

Задачу можно сформулировать как сетевую с пятью узлами с номерами от 1 до 5, соответствующими годам 2001-2005. Из узла 1 (2001 год) дуги идут только к узлам 2, 3 и 4, поскольку автомобиль может эксплуатироваться не менее одного и не более трех лет. Дуги из других узлов интерпретируются аналогично. Стоимости дуг равны стоимостям замены автомобилей. Решение задачи эквивалентно нахождению кратчайшего пути между узлами 1 и 5.

На рис. 6.9 показана построенная сеть. С помощью программы TORA находим кратчайший путь 1->3->5 (показан на рис. 6.9 жирными линиями). Это решение означает, что автомобили, приобретенные в 2001 году (узел 1), будут эксплуатироваться 2 года, до 2003 года (узел 3), затем они будут заменены новыми, которые будут эксплуатироваться до конца 2005 года. Общая стоимость замены составит 5400 + 7100= 12 500 долл.

9800


Рис. 6.9. Задача замены оборудования как задача поиска кратчайшего пути

6.3.1. Практические примеры задачи поиска кратчайшего пути



Пример 6.3.2. Самый надежный маршрут

М-р Разумник ежедневно ездит на работу на автомобиле. Закончив в свое время полный курс по теории исследования операций, он легко определил самый короткий путь от дома до работы. К сожалению, данный маршрут усиленно патрулируется нарядами полиции, и автомобиль Разумника часто останавливают за превышение скорости (как ему кажется, не обоснованно). Таким образом, самый короткий путь оказался не самым быстрым. Поэтому м-р Разумник планирует разработать новый маршрут, на котором он имел бы самую высокую вероятность не быть остановленным полицией. Схема сети дорог, по которой м-р Разумник может добраться от дома до работы, показана на рис. 6.10. На этой же схеме приведены вероятности не быть остановленным для каждого сегмента сети дорог. Вероятность не быть остановленным на всем пути следования автомобиля Разумника равна произведению вероятностей не быть остановленным на каждом сегменте выбранного пути. Например, вероятность не быть остановленным на маршруте 1- 3- 5- 7 равна 0,9 х 0,3 х 0,25 = 0,0675. Таким образом, м-ру Разумнику необходимо решить задачу выбора маршрута, который максимизировал бы вероятность не быть остановленным.


Рис. 6.10. Сетевая модель

Эту задачу можно сформулировать как задачу нахождения кратчайшего пути, если вместо вероятностей использовать логарифмы вероятностей. Тогда произведение вероятностей преобразуется в сумму логарифмов вероятностей: если plk=p1* р2х ... хрк - вероятность не быть остановленным на маршруте 1->2->к, тогда

log plk = log р, + log р2 + ... + log рк.

С точки зрения математики задача максимизации вероятности р1к эквивалентна задаче максимизации величины \ogplk. Поскольку \ogpn<0, задача максимизации величины \ogplk эквивалентна задаче минимизации -logpu. Заменив на рис. 6.10 вероятности рк на величины -\ogpk, получаем сеть (рис. 6.11), к которой можно применить алгоритм определения кратчайшего пути.


Рис. 6.11. Сетевая модель для задачи поиска кратчайшего пути



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 [ 77 ] 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292