Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 [ 79 ] 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292

ток. Если узел уже имеет метку [и, k], полученную от другого узла k, и, если ut + dtj < ujt тогда метка [uy, k] заменяется на \ul + dtj, i],

b) Если все узлы имеют постоянные метки, процесс вычислений заканчивается. В противном случае выбирается метка [ur, s] с наименьшим значением расстояния иг среди всех временных меток (если таких меток несколько, то выбор произволен). Полагаем i = г и повторяем этап i.

Пример 6.3.4

На рис. 6.14 показана транспортная сеть, состоящая из пяти городов (расстояния между городами (в милях) приведены возле соответствующих дуг сети). Необходимо найти кратчайшие расстояния от города 1 (узел 1) до всех остальных четырех городов.

(2\

100/ \20 ,

(Л 30 Vi

V У V У

Рис. 6.14. Пример сети для алгоритма Дейкстры

Этап 0.

Назначаем узлу 1 постоянную метку [0, -].

Этап 1.

Из узла 1 можно достичь узлов 2 и 3. Вычисляем метки для этих узлов, в результате получаем следующую таблицу меток.

Узел

Метка

Статус метки

[0,-]

Постоянная

[0 + 100, 1] = [100, 1]

Временная

[0 + 30, 1] = [30, 1]

Временная

Среди узлов 2 и 3 узел 3 имеет

наименьшее значение расстояния

(и3 = 30). Поэтому статус метки этого узла изменяется на постоянная .

Этап 2.

Из узла 3 (последнего узла с постоянной меткой) можно попасть в узлы 4 и 5. Получаем следующий список узлов.

Узел

Метка

Статус метки

[0,-]

Постоянная

[100, 1]

Временная

[30, 1]

Постоянная

[30 + 10, 3] = [40, 3]

Временная

[30 + 60, 3] = [90, 3]

Временная



Временный статус метки [40, 3] узла 4 заменяется постоянным (ut = 40).

Этап 3. Из узла 4 можно достичь узлов 2 и 5. После вычисления меток получим следующий их список.

Узел Метка Статус метки

1 [0, -] Постоянная

2 [40 + 15, 4] = [55, 4] Временная

3 [30,1] Постоянная

4 [40,3] Постоянная

5 [90, 3] или [40 + 50, 4] = [90, 4] Временная

Временная метка [100, 1], полученная узлом 2 на втором этапе, изменена на [55, 4]. Это указывает на то, что найден более короткий путь к этому узлу (проходящий через узел 4). На третьем этапе узел 5 получает две метки с одинаковым значением расстояния иь = 90.

Этап 4. Из узла 2 можно перейти только в узел 3, но он уже имеет постоянную метку, которую нельзя изменить. Поэтому на данном этапе получаем такой же список меток, как и на предыдущем, но с единственным изменением: метка узла 2 получает статус постоянной. С временной меткой остается только узел 5, но, так как из этого узла нельзя попасть ни в какой другой, процесс вычислений заканчивается.

Алгоритм позволяет проводить вычисления непосредственно на схеме сети, как показано на рис. 6.15.

[55,4](3)


() = шаг

Рис. 6.15. Применение алгоритма Дейкстры

Кратчайший маршрут между узлом 1 и любым другим узлом определяется начиная с узла назначения путем прохождения их в обратном направлении с помощью информации, представленной в постоянных метках. Например, для определения кратчайшего маршрута между узлами 1 и 2 получаем такую обратную последовательность узлов

(2) -> [55, 4] -> (4) -> [40, 3] -> (3) -> [30, 1] -> (1). Таким образом, получаем путь 1 -> 3 -> 4 -> 2 общей длиной 55 миль.



Программа TORA также может применять алгоритм Дейкстры для решения сетевых задач. Для этого в меню SOLVE/MODIFY выберите команду Solve problem Iterations1 Dijkstras algoritm (Алгоритм Дейкстры). На рис. 6.16 показано выходное окно TORA с решением задачи из примера 6.3.4 (файл ch6ToraDijkstraEx6-3-4.txt).

TV* II WoifcMo ..Fdr-IMTlMOifati-.t.t. I 4 I.I

NETWOHK MCIDEIS


Рис. 6.16. Решение задачи из примера 6.3.4

УПРАЖНЕНИЯ 6.3.2

1. На рис. 6.17 показана транспортная сеть, соединяющая восемь городов, и расстояния между ними. Найдите кратчайшие маршруты между следующими городами.

a) Города 1 и 8.

b) Города 1 и 6.

c) Города 4 и 8.

d) Города 2 и 6.

2. Найдите кратчайшие пути между узлом 1 и всеми остальными узлами сети, представленной на рис. 6.18.

3. Найдите оптимальное решение задачи из упражнения 6.3.1.1.

4. Найдите оптимальное решение задачи из упражнения 6.3.1.2.

5. Найдите оптимальное решение задачи из упражнения 6.3.1.4.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 [ 79 ] 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292