Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 [ 121 ] 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213

* Закрыть открытую позицию с помощью обратной операции (в данном случае - продажи акций). - Прим. ред.

2 R.I. Warshow, TheStory of Wall Street (New York: Greenberg, 1929), p. 91.

нимались. Время от времени общее число взятых взаймы акций превышало число действительно выпущенных и находящихся в обращении. Когда напряжение на рынке доходило до предела и короткие продавцы в целях предосторожности или в силу безвыходности положения пытались закрыться *, манипуляторы требовали возвращения ссуд. Ощущение загнанности в угол было полным, и коротким продавцам не оставалось ничего другого, кроме как покупать акции по диктуемым их владельцами ценам.

Некоторые корнеры называют естественными , так как они возникают в результате спекулятивных действий, не связанных с манипулированием, например, когда несколько контролирующих данные акции групп начинают скупать их на открытом рынке с целью установления контроля над компанией-эмитентом. По мере того как цены на акции растут, короткие продавцы начинают продавать их, не имея полного представления о ситуации. В конце концов они оказываются загнанными в угол , так как могут купить эти акции только у контролирующей их группы. Классическим примером подобного корнера является знаменитый корнер с акциями Northern Pacific* 1901 г.

Яркими эпизодами в истории Уолл-стрит являются некоторые корнеры, организованные великими биржевыми игроками прошлого. О нескольких знаменитых корнерах речь пойдет дальше.

Первый корнер с акциями Гарлемской железной дороги

Два корнера с акциями Гарлемской железной дороги возникли главным образом благодаря двум людям. Первым был коммодор Корнелиус Вандербильт, который нажил состояние, занимаясь пароходным бизнесом; он обратил внимание на железные дороги в начале 60-х годов прошлого века, увидев в них большие перспективы. Вторым стал Дэниэл Дру, очень набожный человек по воскресеньям и безжалостный бизнесмен с Уолл-стрит по всем другим дням недели.

В 1862 г. Вандербильт приобрел участие в Гарлемской железной дороге в Нью-Йорке всего по 8 дол. за акцию2. Ко времени, когда он получил контроль над компанией, стоимость акций достигла 50 дол. за штуку, а Вандербильт начал строить продолжение дороги в нижний Манхэттен. Дру также купил некоторое количество акций компании, однако был недоволен приносимой ими скромной прибылью. Постепенно курс акций поднялся до 100 дол. В этот момент Дру тайно догойорился с боссом Твидом и членами муниципального совета об отзыве лицензии у Гарлемской железной дороги; одновременно все начали коротко продавать акции этой компании. Курс акций упал до 72 дол., однако ниже не опускался, так как Вандербильт скупал по этой цене все появляющиеся в продаже акции. Короткие продавцы начали осознавать какой-то подвох, однако было уже поздно. Подвох был в том, что короткие продавцы продали 137 000 акций - на 27 000 больше, чем их было в действительности. Вандербильт резко поднял курс акций до



Второй корнер с акциями Гарлемской железной дороги

Главными действующими лицами второго корнера были Вандербильт, Дру и члены законодательного органа (легислатуры) штата Нью-Йорк. Вандербильт, решив получить от властей штата чартер на создание корпорации, обратился непосредственно в легислатуру. Дру в свою очередь, побуждаемый благоприятным отношением легислатуры, в течение нескольких дней поднял курс акций с 75 до 150 дол. и вместе с членами легислатуры начал активные короткие продажи акций железнодорожной компании. Затем значительным большинством голосов легислатура отклонила заявление о предоставлении чартера. За два дня курс акций упал на 50 пунктов, после чего начал быстро расти. Акций, необходимых для закрытия коротких позиций, на рынке не было. Снова выяснилось, что акций продали больше, чем их было выпущено. Курс продолжал расти, и Вандербильт начал загонять спекулянтов в угол . Когда цена достигла 285 дол., он наконец стал их продавать коротким продавцам. Дру пришлось в частном, порядке выплатить Вандербильту 500 000 дол. *

Erie raids* (Эри рейдз)

В начале своего существования компания Erie Railroad* была одной из самых крупных железнодорожных компаний страны и, так же как и многие другие, оказалась жертвой нескольких крупнейших фондовых манипуляций в истории американских железных дорог. Эти манипуляции известны под названием Епе raids*. Их было несколько, и две из них типичны. Главными участниками этих манипуляций стали Вандербильт, Дру, Фиск и Гоулд,

Джим Фиск начал свою предпринимательскую карьеру разносчиком текстильных товаров в штате Вермонт. Позднее он стал одним из компаньонов в крупной текстильной фирме в Бостоне. Во время гражданской войны его в высшей степени необычные методы выполнения армейских заказов на одеяла казались компаньонам столь сомнительными, что ему выплатили 60 000 дол. наличными за то, чтобы он ушел из фирмы. После этого он объединился с Дру и Гоулдом.

Джей Гоулд был одним из самых проницательных игроков, когда-либо спекулировавших на Уолл-стрит. Когда ему перевалило за двадцать, он женился на дочери оптового торговца бакалейными товарами и получил контроль над маленькой обанкротившейся железнодорожной компанией - ее акции в то время ничего не стоили. За короткое время он реорганизовал компанию и с большой выгодой продал ее. Его следующей очень доходной операцией стала покупка и продажа железной дороги, связывающей Питтс-бург и Кливленд. К этому времени ему было всего 25 лет.

После назначения в 1859 г. администратора для управления делами Erie Railroad* Дру предоставил компании кредит в размере I млн дол. с условием

3 Warshow, op. cit, p. 109; Clews, op. cit, p. 137.

179 дол., и Дру, Твиду и членам муниципального совета пришлось покупать акции именно по этой цене.



введения его в состав совета директоров. К 1868 г. компания накопила средства в размере 16 млн дол. и стала весьма лакомым кусочком . В это время Вандербильт, воодушевленный успехами консолидации компании New York Central*, решил вырвать у Дру и его компаньонов Гоулда и Фиска контроль над Erie Railroad*. Он начал скупать акции компании, тогда как Дру и его компаньоны продавали их по постоянно растущей цене. Вандербильт не только скупил все действительно выпущенные акции железной дороги, но и приобрел у коротких продавцов дополнительно 50 ООО акций; он был уверен, что Дру снова окажется в углу .

Однако на этот раз Дру удалось избежать повторения катастрофы, постигшей его в корнерах с акциями Гарлемской железной дороги. На тайном ночном заседании совет директоров компании принял решение о выпуске конвертируемых облигаций на сумму 10 млн дол. Посредством продажи- стир-ки Дру эти облигации были конвертированы в 100 ООО обыкновенных акций. В течение нескольких дней эти 100 000 акций оказались выброшенными на рынок. Вандербильт за 7 млн дол. сумел купить и этот пакет. После этого он стал обладателем 100 000 акций, которые не решался продавать и которые никто не хотел покупать; его деньги оказались полностью связанными. В отчаянии он обратился к своему другу-судье, который поклялся к вечеру арестовать троих компаньонов. Трое членов исполнительного комитета компании Erie Railroad* не стали дожидаться ареста и в спешке бежали на побережье Нью-Джерси, прихватив с собой деньги и бухгалтерские книги; они унесли 4 млн дол. наличными.

Ситуация стала патовой. Дру, Фиск и Гоулд вместе с деньгами находились в безопасности в штате Нью-Джерси, но не могли вернуться домой. Вандербильт потерял свои 7 млн дол.; банки отказывались-выдать ему кредит; его финансовое положение стало весьма напряженным. В конце концов был достигнут компромисс: Дру и его компаньоны удерживали за собой 7 млн дол., но обязались выплатить Вандербильту эту сумму из кассы Erie Railroad . Соглашение было выполнено, а несчастную железную дорогу бросили на произвол судьбы. По соглашению, Дру должен был передать управление компанией Гоулду. Он стал теперь богатым и владел 13 млн дол., однако отставка сделала его несчастным человеком. В конце концов он снова вернулся на фондовый рынок. х

В очередном корнере из серии Епе raids* его партнерами опять выступали Гоулд и Фиск. Эти трое решили подготовить сцену для будущих действий, создав панику. Они внезапно изъяли 14 млн дол. наличными со счетов в банках, что резко обострило ситуацию с кредитами по всей стране; ставка по ссудам до востребования достигла 160%. Все трое начали коротко продавать акций Епе . Тем временем пул достиг успеха, и акции Erie упали на 30 пунктов. Дру проявил осторожность и отказался продолжать совместные операции с партнерами, тогда как Гоулд и Фиск планировали новый на-, лет на рынок. Спустя короткое время курс акций еще больше понизился, и Дру пожалел о своей осторожности; он вновь начал коротко продавать акции, но уже за свой Счет. Узнав-о его операциях, Гоулд и Фиск решили его наказать. В то время как Дру продолжал продавать ценные бумаги, Гоулд и Фиск перешли к скупке всех появляющихся на рынке акций. Вскоре Дру



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 [ 121 ] 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213