Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 [ 156 ] 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213

инвесторы покупают больше акций, чем погашают, число находящихся в обращении акций растет. (Погашение акций взаимных фондов по стоимости чистых активов исключает возможность их продажи с дисконтом, что нередко бывает в случае с акциями закрытых фондов.) Следовательно, число находящихся в обращении акций типичного взаимного фонда часто, даже ежедневно, меняется. Именно этими постоянными изменениями в капитализации объясняется употребление термина открытый (open end) в отношении взаимных фондов и термина закрытый (closed end) применительно к управляющим компаниям, которые проводят размещение своих ценных бумаг только один раз.

Акции взаимных фондов предлагаются инвесторам по стоимости приходящихся на них чистых активов или по этой стоимости с надбавкой, обычно на профессиональном жаргоне называемой грузом (load). Акции, предлагаемые инвесторам по стоимости чистых активов, как Правило, продаются непосредственнб дистрибьютером фонда, в роли которого часто выступает так называемая кэптивная (captive - дочерняя) организация управляющей группы, обслуживающая данный фонд. Подобные группы не занимаются взиманием комиссионных с продажи и, следовательно, все полученные от инвесторов деньгивкладывают в ценные бумаги. Они называются фондами без груза и быстро растут как по числу, так и по стоимости находящихся под их управлением активов. Среди наиболее известных групп без груза можно назвать Т. Rowe Price , Vanguard и Scudder, Stevens and Clark, Inc.*. Кроме того, некоторые группы, например Fidelity Investments*, предлагают инвесторам акции как фондов без груза , так и фондов с грузом . Инвесторы могут найти информацию относительно фондов без груза* в рекламных объявлениях на страницах газеты Тпе Wall Street Journal*, а также в газетах и журналах Barrons*, Forbes , Мопеу Magazine* и т.д. Более подробные перечни котировок акций таких фондов готовы предоставить консультационные службы Lipper Analitical Services или Morningstar Inc.*.

Фонды с грузом более многочисленны и лучше известны в инвестиционных кругах. Они продают свои акции через агентов, взимающих комиссионные, например, через крупные брокерские фирмы и страховые компании. Средства, выделяемые этими организациями на рекламу акций, часто бывают весьма значительны. Особенно большое Значение имеет тот факт, что зарегистрированные представители брокерских фирм обычно не получают плату за продажу акций фондов без груза . Именно поэтому вероятность того, что инвестор, пожелавший приобрести акции фонда без груза* у брокера, получит в отношении их какие-либо рекомендации и дополнительную информацию, крайне мала.

Надбавка к цене акции может варьироваться от 1-2 до 8,5%. Груз в размере 8,5% долгое время считался в отрасли стандартным, однако затем под давлением агрессивной конкуренции со стороны фондов беэ груза и в силу возросшей финансовой грамотности среднего инвестора начал быстро снижаться. Сейчас обычная комиссионная надбавка к стоимости акций колеблется в пределах 4,5- 5%.

Фонды, продающие свои акции с грузом , ответили на вызов фондов без груза повышением некоторых сборов, которые не столь очевидны, как прямая



надбавка к стоимости, взимаемая при продаже. Некоторые фонды сократили первоначальную комиссию до 3-4%, но ввели разовый комиссионный сбор в размере 4%, взимаемый с инвестора при продажи им акций до истечения определенного срока, например, 48 месяцев с момента покупки. Часть фондов, включая и ряд фондов без груза , пошла по другому пути. Эти фонды приняли различные формы оплаты 12Ь-1 (название происходит от правила Комиссии по ценным бумагам и биржам, разрешившего такую оплату), позволившие фондам оплачивать некоторые рекламные и торговые расходы самостоятельно, а не перекладывать их на дистрибьютеров, как это обычно принято делать. Эта оплата увеличивает операционные расходы фонда и, следовательно, сокращает ту сумму, которая может быть распределена между акционерами в форме дивидендов.

Несмотря на то что больших различий в деятельности фондов с грузом и без груза не обнаружено, акций фондов с грузом продается несколько больше. Например, в 1990 г. были проданы с комиссией акции фондов (без учета взаимных фондов денежного рынка) на сумму 90,2 млрд дол., что составляло примерно 60% от общего объема продаж акций взаимных фондов (в 1988 г. - 68%). Акции стоимостью 51,8 млрд дол. были реализованы непосредственно фондами без взимания комиссионных1.

Типы взаимных фондов

Развитие взаимных фондов как с точки зрения появления их новых форм, так и увеличения их числа, почти феноменально. В 1975 г. насчитывалось всего 390 доходных (ориентированных на получение дохода, а не на прирост вложенного капитала), акционерных (инвестирующих преимущественно в акции) и облигационных фондов и 36 фондов денежного рынка. К концу 1990 г. их было уже 2362 и 746 соответственно. За тот же период активы, находящиеся в управлении фондов, возросли с 45,9 до 1069,1 млрд дол. Если в эти цифры вглядеться более пристально, окажется, что в значительной мере рост взаимных фондов был достигнут за счет инвесторов, стремившихся оградить себя от риска. Из 1069,1 млрд дол. управляемых фондами активов 498 млрд дол. размещались в фондах денежного рынка и фондах, инвестировавших средства в краткосрочные муниципальные облигации. Этот факт говорит о том, что подобные фонды рассматривались многими инвесторами от части как альтернатива обыкновенным банковским счетам2.

Акционерные фонды

Акционерные фонды можно разделить на несколько групп в соответствии с их инвестиционными целями, хотя в каждой из групп возможны значительные различия в подходах к достижению цели. Ниже мы перечислим несколько самых обычных категорий акционерных взаимных фондов и дадим краткое описание основных черт инвестиционной политики каждой из них:

Mutual Fund Fact Book-1991, p. 83

2 Mutual Fund Fact Book-1991, pp. 74-75.



♦ Фонды роста. Целью является долгосрочный прирост капитала; фонды инвестируют средства в акции долгосрочного роста ; состав портфеля инвестиций относительно стабилен; дивидендный доход низкий, обычно меньше 2%.

♦ Фонды агрессивного роста. Целью является быстрый прирост капитала; структура портфеля часто меняется; фонды могут использовать различные методы выбора времени покупки или продажи акций; дивидендный доход очень низок; курсы ценных бумаг в портфеле нестабильны.

♦ Фонды роста и дохода. Целью является умеренный долгосрочный прирост капитала и получение дивидендного дохода; типичный портфель состоит из акций голубых фишек и иногда усиливается доходными ценными бумагами, например конвертируемыми привилегированными акциями или облигациями либо иными приносящими высокий доход ценными бумагами; по размеру вложений инвесторов - самый популярный вид фондов, инвестирующих в акции.

♦ Международные фонды. Цель такая же, как у обыкновенных фондов роста, но капитал инвестируется в акции неамериканских компаний; в портфель часто включаются также некоторые иностранные облигации, отличающиеся необычайно высокой доходностью и/или позволяющие играть на валютных курсах.

♦ Глобальные фонды. Подобны международным фондам, однако могут покупать ценные бумаги эмитентов всего мира, включая и американских.

♦ Отраслевые фонды. Инвестиции концентрируются в узком секторе экономики, например в ценных бумагах компаний, действующих на рынке медицинских услуг, биотехнологических компаний и т.д.; стоимость портфеля постоянно колеблется, так как отрасли испытывают спады и подъемы; диверсификация портфеля достигаете за счет покупки ценных бумаг разных компаний одной отраслевой группы.

♦ Сбалансированные фонды. Целью является умеренный прирост капитала и получение дохода; в отличие от фондов роста и дохода сбалансированные фонды обычно поддерживают относительно стабильные соотношение между ценными бумагами в портфеле, например 60% портфеля представлено акциями, а 40% - облигациями; дивидендный доход обычно колеблется в пределах 3-5%.

♦ Специализированные фонды. Инвестиции концентрируются в конкретном географическом регионе или в конкретной отрасли, хотя и не отличаются такой узкой направленностью , как у отраслевых фондов; благородные металлы, энергетика и отдельные зарубежные страны являются типичными объектами инвестирования.

ОБЛИГАЦИОННЫЕ ФОНДЫ

Концепция управляемых портфелей облигаций появилась сравнительно недавно. До 60-х годов каких-либо особых методов управления портфелями ценных бумаг с фиксированным доходом практически не существовало. Участие в



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 [ 156 ] 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213